В России транспортировка опасных грузов производится по Европейскому соглашению ADR/ДОПОГ, при этом требования к транспорту конкретизируются в Техническом регламенте «О безопасности колесных ТС». Несмотря на отсутствие на балансе автотранспортных предприятий электромобилей, есть предположения, что эта сфера транспорта будет быстро развиваться и в скором времени перевозки, например, в Европу, невозможно будет осуществлять на грузовиках с дизельными или бензиновыми двигателями.
Рассказываем, какие запреты и ограничения есть в регламентах в 2024 году.
Что есть в ДОПОГ об электромобилях для перевозки опасных грузов?
Для начала, следует понимать, что перевозки грузов в упаковках, контейнерах, небольших емкостях и сосудах осуществляются транспортом общего назначения. Это значит, что с точки зрения ДОПОГ на данный автомобиль нет каких–либо конструктивных ограничений.
Требования к конструкции транспортных средств касаются:
- смесительно–зарядных машин для горных разработок;
- автомобилей для перевозки взрывчатых веществ категории EX/II и III;
- автоцистерн для перевозки газообразных, жидких и сыпучих грузов категорий AT и FL.
В ДОПОГ–2023 введен раздел, разрешающий электропривод — независимо от источника электроэнергии — для ТС категории АТ. Соответственно, сюда подпадают электромобили на батареях и гибриды. Цистерны АТ предназначены для невоспламеняющихся опасных грузов, поэтому не боятся искр, которые нередко образуются в электродвигателях.
Также добавлен пункт об оснащении авто с электроприводом рекуперативным торможением — режимом работы, когда грузовик накатом вырабатывает электроэнергию для собственной подзарядки, за счет чего сильно замедляется.
Получается, что автотранспортом с электроприводом, независимо от источника электроэнергии, разрешается перевозить грузы в упаковках и невоспламеняющиеся грузы в цистернах.
Требования ТР ТС 018/2011 к автомобилям, перевозящим опасные грузы
Этот документ действует на территории ЕАЭС — Евразийского экономического союза, куда входят Российская Федерация, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, а также страны–наблюдатели: Молдавия, Узбекистан и Куба. В регламенте описаны требования к транспорту вообще, начиная с мопедов и заканчивая автобусами, а также к грузовому транспорту, перевозящему опасные грузы и, отдельно, к автоцистернам и бензовозам–заправщикам.
Есть ли в ТР ТС 018/2011 что–то об электроприводе? В приложении № 8 изложены требования:
- пункт 9: требования к двигателю и его системам — не содержит упоминания электропривода;
- пункт 20: требования к грузовикам для опасных грузов — требует наличия главного выключателя аккумуляторной батареи с управлением из кабины, плавких предохранителей во всех цепях, электрооборудования во взрывобезопасном исполнении, лампочек без резьбовых цоколей.
По законам РФ что не запрещено, то разрешено. Получается, если применяемые узлы произведены во взрывобезопасном исполнении, то электромобиль разрешается использовать для перевозки опасных грузов.
Можно ли перевозить опасные грузы на беспилотных грузовиках?
В России в 2024 году двигаться по дорогам общего пользования вправе только транспортные средства с водителем–человеком. Даже если оснастить грузовик всевозможными системами автоматизации или полным автопилотом, все равно должно быть оборудовано место водителя, органы управления и водитель должен быть активным и нести ответственность за движение транспортного средства.
Тем не менее власти страны понимают, что развитие автоперевозок в целом движется к росту доли беспилотного автотранспорта. Итог: построена трасса М–11, по которой с лета 2023 года осуществляются коммерческие автоперевозки беспилотниками. Это не какой–то туннель, это обычная платная автодорога, на которой действует экспериментальный правовой режим: то самое разрешение двигаться автомобилям без водителя. Запланировано, что к 2030 году таких участков будет 19 500 км.
Нормативный документ: Постановление Правительства № 1849 от 17.10.2022, который вводит в действие «Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М–11 «Нева». Пункт 47 указанного документа запрещает перевозку опасных грузов, а также тяжеловесных и крупногабаритных ТС в беспилотном режиме.
Получается, что по состоянию на начало 2024 года перевозка опасных грузов беспилотным автотранспортом по территории РФ запрещена на дорогах общего пользования. А вот рейсы по зимникам — замерзшим руслам рек — будут осуществляться, писали об этом в статье «Беспилотники бывают мирные: КАМАЗы без водителей уже перевозят грузы в Арктике». У сезонных дорог правовой статус как у «сооружения» и «материального запаса», что-то вроде стога сена. Поэтому правила дорожного движения на зимниках не действуют, а значит и ДОПОГ выполнять необязательно. Но чересчур рьяные сотрудники и здесь нашли, за что наказывать: запрещено организовывать стоянку автомобилей с опасными грузами в водоохранной зоне. Поэтому, если пришлось остановиться вблизи населенной территории — лучше даже беспилотнику отъехать от реки на 300 метров.
А еще, 9 ноября 2023 года «КАМАЗ» презентовал беспилотный самосвал «Робокоп». Транспортное средство предназначено для закрытых территорий — мест разработки ископаемых, например, карьеров. Испытания пройдут на угольном месторождении на Кузбассе.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 года перевозит легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные, инфекционные, радиоактивные, пожароопасные грузы между 8000 населенных пунктов России в любой сезон и за рубеж. Задействуем водителей, обученных по ДОПОГ, оборудуем автотранспорт в соответствии с требованиями регламентов. Чтобы проконсультироваться, узнать цену или заказать грузоперевозку, звоните 8 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.