Международную перевозку опасных грузов регулирует европейское соглашение ДОПОГ. Документ допускает применение общих и специальных транспортных средств (далее — ТС). В соглашении подробно расписаны общие технические требования к механизмам грузовых автомобилей, относящихся к специальным ТС.
Требования к двигателю специального ТС
Основное требование, распространяющееся на категории EX/II, EX/III и FL специальных ТС, предписывает оснащать двигатель, приводящий машину в движение, системой защиты от перегрева и возгорания. Для снижения указанных рисков мотор также следует размещать определенным образом, в зависимости от марки и модели ТС.
Прочие требования к двигателю касаются специальных ТС только категории FL:
- Использовать в качестве топлива сжиженный нефтяной газ можно только в том случае, если соответствующее оборудование в моторе соответствует Правилами № 67 Европейской экономический комиссии. Установку газового оборудования в двигатель специального ТС для перевозки опасных грузов также производят в соответствии с единообразными предписаниями ЕЭК.
- Использовать в качестве топлива сжиженный или сжатый (компримированный) природный газ можно только в том случае, если соответствующее оборудование в моторе соответствует Правилами № 110 Европейской экономический комиссии. Установку газового оборудования в двигатель также производят в соответствии с единообразными предписаниями ЕЭК.
- Для работы специального газового оборудования двигателя необходимы электрические устройства, к которым предъявляют все требования, касающиеся электрических систем специальных ТС для перевозки опасных грузов.
Указанные требования не касаются специальных транспортных средств категории AT.
В дополнение к нормативам ДОПОГ, на территории стран-участниц Таможенного союза автоцистерны, перевозящие нефть и нефтепродукты, запрещено оснащать двигателями, работающими на газе. Ограничение установлено техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств». В Таможенный союз входит пять государств: Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия.
Требования к выхлопной системе специального ТС
ДОПОГ предписывает располагать выхлопные трубы и другие элементы системы выпуска отработанных газов так, чтобы исключить риски нагревания или возгорания перевозимого груза. В частности, те детали выхлопной системы, которые находятся непосредственно под баком с дизельным топливом, необходимо удалять от бака не менее чем на 10 см или отгораживать от резервуара теплозащитным экраном.
Требование касается специальных транспортных средств категорий EX/II, EX/III и FL. Ограничения не распространяются на специальные ТС типа AT.
Требования к топливным бакам специального ТС
Европейское соглашение ДОПОГ предъявляет к топливным бакам для подачи горючего в двигатель специального ТС шесть ключевых требований:
- Топливные баки нужно конструировать и размещать в машине так, чтобы в случае утечки жидкое или сжиженное летучее топливо стекало на землю и не попадало на груз и нагретые детали специального транспортного средства;
- Технические параметры баков, предназначенных для жидкого топлива, установлены Правилами № 34 ЕЭК. Полное название документа — «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара». Для защиты от возгорания баки оснащают пламеотражательной заслонкой, которая предохраняет просвет наливной горловины. В месте заслонки допускается использование герметичной крышки на горловину бака;
- Технические параметры баллонов и баков, предназначенных для сжатого или сжиженного природного газа, установлены Правилами № 110 ЕЭК. Технические параметры баллонов, предназначенных для сжиженного нефтяного газа, установлены Правилами № 67 ЕЭК;
- Баки с газовым топливом оснащаются клапанами или другими устройствами для сброса давления, который происходит через выпускные отверстия. Баки следует размещать так, чтобы отверстия смотрели в противоположную сторону от нагретых частей машины, груза, воздухозаборных систем;
- Газы, выходящие из выпускных отверстий устройств для сброса давления, не должны попадать в замкнутые пространства, другие машины, устройства кондиционирования воздуха и вообще наружные воздухозаборные системы, воздухозаборники мотора, выхлопные системы;
- Патрубки топливной системы нельзя устанавливать на корпусе грузового отделения специального ТС для перевозки опасных веществ.
Указанные требования распространяются на специальные транспортные средства категорий EX/II, EX/III, FL и не касаются специализированных машин типа AT.
Требования к обогревательным приборам
Европейское соглашение ДОПОГ предъявляет разные наборы требований к топливным обогревательным приборам, установленным в специальных ТС разных категорий.
Для всех типов специальных ТС (EX/II, EX/III, FL и AT) предусмотрены следующие нормативы технических характеристик:
- Приборы должны обладать параметрами, определенными Правилами № 122 ЕЭК. Полное название документа — «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении их систем отопления». Правила следует соблюдать с учетом поправок и указанных сроков применения норм.
- Включать работающие на топливе обогревательные приборы разрешено только вручную. Автоматическое включение и применение программирующих устройства категорически запрещено.
- Приборы, включая систему выпуска выхлопных газов, необходимо защищать от возгорания и перегрева. Защиту следует предусматривать на этапе конструирования, размещения, дополнительного термостойкого покрытия. Спецификации защиты обогревательных приборов аналогичны таковым у топливных баков и выхлопных систем специальных ТС.
Для специальных ТС категории FL установлены дополнительные требования. Топливные обогревательные приборы должны отключаться при следующих действиях:
- сознательном отключении вручную рубильником из водительской кабины;
- прекращении работы двигателя машины с возможностью последующего включения вручную водителем в кабине;
- начале работы насоса, заливающего или сливающего опасный жидкий груз.
В специальных транспортных средствах категорий EX/II и EX/III, предназначенных для перевозки взрывоопасных веществ, нельзя применять обогревательные приборы, работающие на газообразном (летучем) топливе.
Специальные ТС компании ADRIATA
Международная транспортная компания ADRIATA выполняет трансграничные перевозки опасных грузов девяти классов опасности, установленных ДОПОГ. Основные маршруты проходят в России, между странами СНГ и предполагают доставку сырья от места получения к месту производства и опасных отходов к месту переработки, утилизации или захоронения.
Маршруты автомобильные, поэтому соблюдение международных требований по безопасности автодорожных перевозок для компании определяет саму возможность работы. ADRIATA имеет собственный парк специальных ТС, регулярно проходящих плановый технический осмотр. Выявленные неисправности устраняются немедленно, в рейсы выходят только полностью исправные транспортные средства.
Внутрироссийские и международные перевозки опасных грузов компанией ADRIATA надежны и безопасны. Для заказа услуги обращайтесь по телефону 8 800 775-85-62, электронной почте hello@adriata.ru или в корпоративный телеграм-чат.