Серная кислота — это опасный груз, требует правильной организации перевозки. Кислоты являются едкими веществами, поэтому серная кислота относится к 8 классу опасности «Коррозионные вещества» при перевозке любым видом транспорта.
В статье рассказываем, как классифицируется серная кислота, какая упаковка подходит, какие правила соблюдают, чтобы гарантировать безопасную перевозку, не навредить окружающей среде, имуществу и людям.
Свойства серной кислоты
Серная кислота считается сильной. В обычных условиях это маслянистая бесцветная жидкость. В технических текстах пишут, что не имеет запаха, но если в воздухе образуется аэрозоль, начинает пахнуть серой. Главная опасность при воздействии на живые ткани — дегидратация, то есть кислота отбирает воду, за счет чего происходит обугливание. Кислота разъедает металлы, камни и многие другие материалы.
Концентрированной считают серную кислоту в воде с содержанием 98%. Начиная с концентрации 45% серная кислота считается прекурсором, то есть веществом, из которого изготавливают наркотики. Относится к списку IV таблице III. Это означает, что оборот данного вещества в РФ ограничен и контролируется.
Дымящая серная кислота — немного другое вещество: это раствор серного ангидрида в чистой серной кислоте. Одно из названий такого раствора — олеум. Пары олеума обладают токсичностью. Пары любой серной кислоты вредны для здоровья: при вдыхании приводят к ожогам слизистых, взвесь в воздухе способна повредить роговицу глаз. Длительное воздействие вызывает рвоту с кровью, воспалению дыхательных путей и легких, что приведет к отеку и смерти. Но летальность вдыхания паров обычной серной кислоты не позволяет считать соединение токсичным. А вот дымящая серная кислота по критериям имеет дополнительный знак опасности 6.1.
При приеме внутрь любого объема серной кислоты есть риск летального исхода. Поражающая концентрация в воздухе паров серной кислоты 0,008 миллиграмм на литр, смертельная 0,18 миллиграмм на литр. В разрезе ГОСТ 12.1.007–76 считается токсичным высокоопасным веществом по воздействию на организм, 2–го класса опасности.
Перевозка серной кислоты
Согласно справочнику опасных грузов ООН серная кислота перевозится под номерами:
- 1830 КИСЛОТА СЕРНАЯ, содержащая более 51% кислоты;
- 1831 КИСЛОТА СЕРНАЯ ДЫМЯЩАЯ;
- 1832 КИСЛОТА СЕРНАЯ ОТРАБОТАННАЯ;
- 1906 КИСЛОТА СЕРНАЯ, РЕГЕНЕРИРОВАННАЯ ИЗ КИСЛОГО ГУДРОНА;
- 2796 КИСЛОТА СЕРНАЯ, содержащая не более 51% кислоты, или ЖИДКОСТЬ АККУМУЛЯТОРНАЯ КИСЛОТНАЯ.
Эти позиции относятся к классу опасности 8 и группе упаковки II. Перевозка в автоцистернах осуществляется транспортными средствами категории АТ. В случае, если кислота расфасована в тару до 1 л, разрешается перевозить обычным грузовиком, в документах необходимо указать номер ООН и надлежащее наименование, упаковки следует обозначить знаком опасности. Обозначать автомобиль нет необходимости. Также у водителя не обязательно наличие свидетельства об окончании курсов по ДОПОГ.
Исключение составляет №1831: это вещество группы упаковки I с дополнительным знаком опасности 6.1 «Токсичное». Применимая инструкция по упаковке Р602, тогда как у остальных позиций Р001. Более строгий запрет на тоннели C/D, а у остальных E. Транспортная категория по пункту 1.1.3.6 у дымящей кислоты 1, то есть перевозка как обычного груза до 20 л, в то время как у остальных наименований — категория 2, что позволяет перевозить до 333 л.
Техника безопасности при перевозке серной кислоты
Основное требование — герметичность сосудов и емкостей. Если при утечке кислота попадает на металлы, это ведет к выделению газообразного водорода. Накопившись в замкнутом помещении, водород образует взрывоопасную смесь с воздухом. Поэтому на складах, внутри грузовых отсеков и рядом с транспортными средствами должны соблюдаться противопожарные меры, включая защиту от образования искр.
Нельзя входить в грузовое отделение без средств защиты дыхания, если есть малейшее подозрение на утечку. Целесообразно обеспечить надлежащую вентиляцию пространства.
Кислота перевозится только в совершенно исправной, целой и герметичной таре. При погрузке партии груза, если обнаружена утечка, вся партия не принимается к перевозке, а уже загруженные единицы тары выгружаются. Есть смысл перед рейсом проверить, что внутренняя тара надежно зафиксирована внутри наружной упаковки. Идеально, если применяется поддон для сбора жидкости из устойчивого к кислоте материала, а также адсорбент.
Одна из частых проблем во время рейса — разгерметизация укупорочных приспособлений. Если выросла температура и, как следствие, давление, резьбовые пробки срывает, начинается активное испарение, возможно и расплескивание через верх. Поэтому строго запрещается нарушать манипуляционный знак «Верх» при погрузке, а также оставлять тару незафикисрованной, особенно в штабелях. Если упаковки грузятся в несколько ярусов, кислота занимает нижний.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы 1–9 класса с 2014 года. Берем срочные, сложные и нестандартные заказы на доставку опасных веществ по России и за границу. Гарантируем правильность комплекта документов и применяемой тары — иначе не беремся за перевозку. Чтобы узнать цены или заказать грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните 8 (800) 775–85–62.