В большинстве случае перевозки опасных грузов внутри страны и в пределах одного континента выполняют автомобильным транспортом. Поэтому в специализированной логистике ключевое значение имеет европейское соглашение ДОПОГ, регулирующее транспортировку опасных веществ и изделий по автомобильным дорогам.
Ранее документ различал девять классов опасности, сейчас перечисляет 13: три класса были разделены на старые подклассы, сохранившие прежний номер. В настоящем материале рассмотрим четыре таких категории, ранее составлявшие две: пятый (окисляющие вещества) и шестой (токсичные и инфекционные материалы) классы.
Пятый класс опасности: окисляющие вещества и пероксиды
Бывший подкласс, а ныне самостоятельный класс 5.1 объединяет окисляющие вещества, например, перманганат калия (устаревшее название — марганцовокислый калий) KMnO4, в обиходе обычно называемый марганцовкой. Вещество использовали для первой фотографической вспышки, вместе с алюминиевой пластиной и спичкой.
В реакциях перманганат калия выделяет большое количество кислорода, который способствует горению, что сопровождается выбросом тепловой энергии. Хлор, в целом относимый к коррозионным токсичным газам, также имеет знак опасности, связанный с окисляющими способностями.
Бывший подкласс, в ныне самостоятельный класс 5.2 объединяет пероксиды (перекиси) — соединения химических элементов с кислородом, в которых два атома последнего соединены между собой в мостик —О—О—, из-за чего каждый атом имеет формальную степень окисления −1 при обычной для кислорода −2.
Перевозка пероксидов и многих окисляющих веществ требует контроля температуры в грузовом отсеке с помощью двух датчиков и термометра в водительской кабине. Из практики работы экспедиторов, специализирующихся на перевозке опасных грузов, известны случаи отказа отправителей загружать пероксиды, если транспортное средство не было оснащено датчиками и термометром.
Шестой класс опасности: токсичные и инфекционные вещества
Бывший подкласс, а ныне самостоятельный класс 6.1 объединяет токсичные (ядовитые) вещества. Следует пояснить, что в европейском соглашении ДОПОГ отсутствует понятие яда, что ставит вопрос о формальных критериях токсичности. С древних времен известно утверждение: ядов не существует, существуют дозы, которые могут различаться в зависимости от способа проникновения в организм.
Поэтому различают пероральную токсичность (через рот и пищеварительный тракт), чрескожную, ингаляционную (через вдыхаемый воздух). Для пероральной токсичности максимальный порог, до которого вещество признается ядовитым, составляет 300 мг на 1 кг массы мышечной ткани. Если отравление происходит при большей концентрации, ДОПОГ не относит материал к токсичным, хотя соответствующее свойство все равно отмечается в технической документации опасного груза.
Бывший подкласс, а ныне самостоятельный класс 6.2 объединяет инфекционные вещества, различаемые по опасности для людей и для животных. По определению, к данной категории относятся любые медицинские отходы, независимо от реальных свойств и характеристик. ДОПОГ исходит из тезиса, что класс 6.2 следует присваивать при наличии малейших подозрений на инфекционную опасность груза.
Правовая оценка перевозки фекалий в России и за рубежом
Ситуация с перевозкой инфекционных грузов в принципе неординарна. Прежде всего, существует Базельская конвенция о трансграничном перемещении опасных отходов 1989 года, по которой такие отходы промышленных производств разделяются на пять классов. Документ стал основой для отраслевого российского законодательства, так что формально инфекционным грузом считаются в том числе фекальные массы.
Такое требование с практической точки зрения абсурдно, к тому же юридически не отрегулировано до конца, из-за чего на местах, в том числе у сотрудников дорожной полиции возникают трудности с правовой оценкой перевозки фекальных масс не по требованиям, предъявляемым к опасным грузам: оформлять протокол по факту нарушения административного законодательства или никакого нарушения нет?
Для понимания сравним ситуацию с Европой, где предусмотрены специальные паспорта безопасности перевозимых химических веществ. В случае отсутствия таких документов следует взять пробу материала и направить на химический анализ в лабораторию, аккредитованную (нотифицированную) при отделении ООН в Женеве. Ближайшая к Москве лаборатория находится в шведской столице Стокгольме.
Если подходить к решению вопроса строго формально, тщательно соблюдая букву закона, лабораторное подтверждение природы груза обязательно, потому что иначе невозможно однозначно определить, что именно перевозят в той или иной машине. Следовательно, с формально-правовой точки зрения, предмета правонарушения нет. Очевидно, что экспертиза в шведской лаборатории в данном случае — решение, явно неадекватное проблеме в организационно-финансовом отношении.
Другие частные особенности перевозки опасных грузов
Есть другие нюансы. К примеру, медицинский шприц, использованный больным, человеком является инфицированным изделием. Если такой предмет выбросить в мусорный контейнер общего пользования, весь контейнер со всем содержимым автоматически становится опасным грузом класса 6.2, как потенциальный носитель патогенной микрофлоры: вирусов, бактерий, микроскопических грибков, простейших.
Важно: перевозка отходов, содержащих этиловый спирт (этанол C2H5OH) регулируется не международными документами о транспортировке опасных грузов, а российским федеральным законодательством об обороте спиртосодержащей продукции, которое, по мнению экспертов, пока далеко от совершенства, поскольку содержит множество избыточных и малоэффективных правил.
В результате на оформление документов уходит больше сил и времени, чем непосредственно на саму перевозку спиртосодержащих отходов. Фирмы, имеющие право перевозить этанол, указаны на сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольрегулирования).
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы на автомобилях
Международный логистический оператор ADRIATA специализируется на перевозках окисляющих веществ, пероксидов, токсических и инфекционных материалов, а также других опасных грузов. Транспортная компания доставляет радиоактивные, горючие, коррозионные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и изделия, в том числе опасные отходы промышленных производств, предназначенные для последующей переработки, утилизации или захоронения.
Специализированная логистическая служба ADRIATA перевозит опасные вещества и отходы преимущественно по территории России, других стран-участниц Таможенного союза, СНГ и Евразийского экономического союза. Основной задействованный вид транспорта — автомобильный. Для перевозки применяются специализированные средства, предусмотренные ДОПОГ и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Тщательное соблюдение международных требований безопасности позволяет службе ADRIATA поддерживать высокий уровень надежности перевозок, доставлять получателю опасные грузы в целости и сохранности, исключать ущерб экипажу, окружающей среде, местным жителям. Заказывайте специализированные логистические услуги, обращаясь по телефону 8 800 775-85-62, отправляя письма на электронную почту hello@adriata.ru или заявки в корпоративный телеграм-чат.