Когда разрабатывали рекомендации ООН по перевозке опасных грузов, исходили из того, что самый безопасный вариант — это транспортировка в упаковках. Для более опасных веществ используется мелкая многоуровневая тара, для менее опасных — крупная, одиночная. В этой статье рассказываем, какие виды тары используются для автоперевозок опасных грузов.
Виды тары
Традиционная тара включает в себя коробки, ящики, мешки, канистры, барабаны, то есть бочки, баллоны. Тара изготавливается из:
- стали, алюминия, другого металла;
- полимерных материалов: пластмасс, полиэтилена;
- дерева, фанеры, древесно–стружечных материалов;
- ткани, бумаги, картона.
Рекомендации ООН выделяют в отдельный вид «легкую металлическую тару» — это что–то вроде ведерок или фляжек из металла с толщиной стенки менее 0,5 мм, то есть из жести. Например, в таком металлическом ведерке с крышкой продается лак для древесины.
Контейнеры средней грузоподъемности — это изделия для жидкостей и сыпучих веществ вместимостью от 1500 до 3000 л. Чаще всего это емкость на поддоне, но на самом деле в понятие включаются и мешки, и сети, и упаковочные устройства любой другой конфигурации. Контейнеры средней грузоподъемности непосредственно контактируют с опасным веществом внутренней поверхностью. Обычный ящик, внутрь которого составляют коробки, или клетка для баллонов не считаются контейнером, так как не контактируют с веществом — это будет средство фиксации или наружная тара.
Дело в том, что для безопасности иногда тару составляют внутрь другой, как матрешку. Комплект, который составляет из разных частей грузоотправитель, называется комбинированная тара. В состав входит:
- внутренняя тара, например, стеклянные флаконы;
- промежуточная тара: чаще всего, это разделительные перегородки из дерева, пластика, металла, картона, и впитывающий материал, но в некоторых случаях инструкции по упаковке предписывают применять мешки или емкости;
- наружная тара, например, ящик.
Неразъемный заводской комплект из нескольких слоев называется составной тарой. Если изделие имеет знак U N в круге, то может использоваться в качестве одиночной тары, то есть без дополнительных слоев упаковки. Если же тара не сертифицирована по требованиям ООН, то перевозить в крупной фасовке, например, более 5 л, запрещено. Это зависит от номера ООН для данного вещества, поэтому краски, растворители фасуются по 1–3 л. В ином случае разрешается использовать мелкую тару только в качестве внутренней, то есть упаковывать во что–то большего размера.
Когда упаковок много, но нужна механизированная погрузка, используют транспортные пакеты — любое приспособление, с помощью которого множество упаковок формируют в одно грузовое место. Обычно используют поддон, пленку и ленту, иногда специальные клетки, сундуки, короба с мягкими или теплоотражающими стенками.
Тара для газообразных опасных веществ
Вещества 2 класса опасности несут разные угрозы за счет химических свойств. В перевозках выделяют легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, окисляющие и удушающие газы. По физической форме газы бывают сжатыми, сжиженными, в виде аэрозоли, а также адсорбированные или растворенные на твердой поверхности или в жидкости. Чтобы безопасно перевозить разные газы, используется подходящая тара:
- небольшие газовые баллончики одноразового использования;
- аэрозольные баллончики — тоже одноразовые, содержат жидкость и газ для выталкивания;
- баллон — сосуд объемом до 150 л;
- криогенный сосуд — герметичная или негерметичная емкость с надежной теплоизоляцией;
- барабан под давлением — это большой баллон от 150 до 1000 л;
- трубка — это разновидность баллона подлиннее, а иногда больше диаметром, чем обычный, часто с кранами на обоих концах, так как используется и перевозится только в горизонтальном положении;
- связка баллонов, то есть баллоны или трубки, соединенные коллектором.
Аварийная тара
Один из способов обеспечить безопасность перевозки — быть готовым к различным происшествиям. Для этого с собой перевозят огнетушители, нейтрализаторы, инвентарь для сбора рассыпавшихся порошков, средства защиты для водителя. А что делать, если контейнер, бочка или баллон начинают пропускать жидкость или газ?
На такой случай с собой возят аварийную тару. Это изначально пустая тара, такая как бочки, мешки, большие герметичные барабаны. Неисправную емкость помещают внутрь аварийной. Так делают, например, хозяйки, если в пакете с мукой дырка: кладут в пакет большего размера. Важно, что жидкость или порошок не переливают, не перекладывают из одной емкости в другую, а именно помещают тару целиком. Рассыпанный порошок или разлитую жидкость собирают специальным инвентарем и также помещают в аварийный контейнер, туда же укладывают и инвентарь.
Аварийная тара бывает и крупногабаритной, чтобы поместился целиком поддон с барабанами или кубовая емкость. В случае дорожной аварии потребуется погрузчик, чтобы перегрузить тяжелую упаковку. Именно поэтому перевозка опасных грузов в мелкой таре безопаснее. Существуют также аварийные сосуды под давлением, что–то вроде большого тубуса, куда помещается целиком баллон с газом или даже несколько. Сосуд герметично запечатывается, позволяя безопасно доставить груз в место утилизации или рекуперации.
Перевозчик не обязан иметь на борту автомобиля аварийную тару. В основном, это способ перевозить между складами упаковки с протечками. То есть в автоперевозках аварийная тара используется по–другому, чем, например, на железной дороге. По российским Правилам перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом аварийная тара загружается в вагон вместе с упаковками с грузом в определенном количестве.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы 1–9 класса с 2014 года. Под каждую задачу подбираем необходимый инвентарь и тару. Отправляем в рейс полностью исправные транспортные средства и обученных водителей, что позволяет доставлять опасные вещества не только по России и СНГ, но и в дальнее зарубежье. Чтобы рассчитать цену или заказать грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните: 8 (800) 775–85–62.