Путевой лист — ключевой сопроводительный документ при перевозках любых грузов, в том числе опасных, содержание которого подробно оговорено в приказе Министерства транспорта России от 28 сентября 2022 года № 390.
Путевой лист может оформляться на бумажном носителе или формироваться в электронном виде. В первом случае на руках у водителя должен быть распечатанный экземпляр, во втором — куар-код на смартфоне, по которому инспектор ГИБДД сможет открыть документ на служебном портале.
Отсутствие путевого листа является основанием для привлечения к административной ответственности. Международная транспортная компания ADRIATA, перевозящая опасные грузы, продолжает цикл публикаций в блоге, посвященных путевому листу. Сегодня речь пойдет об административной ответственности за отсутствие документа.
Общие вопросы административной ответственности
Кто именно привлекается к административной ответственности в случае отсутствия в рейсе путевого листа? Короткий ответ — все: водитель, перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, должностное лицо транспортной компании, участвовавшее в оформлении документа. В зависимости от характера нарушения, виновными может быть признан только водитель или, что бывает чаще, все сразу.
В оформлении путевого листа участвуют пять должностных лиц от перевозчика:
- диспетчер или другой сотрудник, которому поручено выписывать документ;
- медицинский работник, проводящий предрейсовый осмотр водителей (при перевозке опасных грузов обязателен также послерейсовый осмотр);
- сотрудник, отвечающий за технический контроль транспортных средств;
- сотрудник, отвечающий за снятие показаний одометра (пробега в км);
- владелец (собственник) или арендодатель транспортного средства, то есть индивидуальный предприниматель или директор компании-перевозчика.
В различных ситуациях к административной ответственности могут быть привлечены все перечисленные выше должностные лица. Такое разнообразие связано с тем, что путевые листы проверяют четыре государственных ведомства: ГИБДД, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Чаще всего надзорные ведомства опираются на Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) — федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, в редакции федерального закона от 24 апреля 2024 года № 86-ФЗ.
Единственное наказание, предусмотренное статьями о нарушении правил грузовых перевозок, — административный штраф, размеры которого зависят от статуса виновного (физическое, юридическое или должностное лицо), а также от конкретного состава административного правонарушения.
Привлечение к ответственности по линии ГИБДД
Обстоятельства привлечения: инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД останавливает грузовой автомобиль и проверяет на месте наличие сопроводительной документации, в том числе — бумажного или электронного путевого листа. КоАП предусматривает три состава административных правонарушений.
За отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя часть вторая статьи 12.21.1 КоАП предусматривает штраф в размере:
- трех тысяч рублей — для водителя как физического лица;
- пяти тысяч рублей — для должностных лиц компании-перевозчика;
- тридцати тысяч рублей — для перевозчика — юридического лица или ИП.
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении транспортным средством контроля технического состояния перед выходом на линию часть третья статьи 12.31.1 КоАП предусматривает штраф в размере:
- трех тысяч рублей — для водителя как физического лица;
- пяти тысяч рублей — для должностных лиц компании-перевозчика;
- тридцати тысяч рублей — для перевозчика — юридического лица или ИП.
За отсутствие путевого листа на руках у водителя во время перевозки опасного груза ответственность предусмотрена частью второй статьи 12.3 КоАП в виде штрафа в размере пятисот рублей только для водителя как физического лица.
Данная правовая норма с подвохом: отсутствие путевого листа автоматически расценивается инспектором ДПС как непрохождение водителем медицинского осмотра, а грузовым транспортным средством — технического контроля. Следовательно, автоматически происходит привлечение к административной ответственности по рассмотренным выше статьям КоАП, штрафы получают все ответственные лица, причем юридическое лицо по двум статьям в размере, составляющем 60 тысяч рублей, а водитель — по трем на общую сумму 6,5 тысяч рублей.
Привлечение к ответственности по линии ФНС
Федеральную налоговую службу интересует корректность расчета налогооблагаемой базы и правильность уплаты налогов в федеральный бюджет, поэтому ведомство привлекает к административной ответственности по двум основаниям.
Отсутствие в документации компании путевого листа статья 120 Налогового кодекса России (федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ) является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, за которое предусмотрена ответственность по статье 15.11 КоАП. Есть два варианта наказания:
- за первый выявленный эпизод нарушения — по части первой статьи 15.11 в виде штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей;
- за каждый повторный выявленный эпизод — по части второй статьи 15.11 в виде штрафа в размере от девяти до двадцати тысяч рублей, а в случае злостного административного рецидива — дисквалификацию от года до двух лет.
В обоих случаях к ответственности привлекается только должностное лицо, которое в транспортной компании отвечало за оформление и выдачу водителям путевых листов: диспетчер или другой уполномоченный штатный сотрудник. Дисквалификация означает запрет заниматься профильной деятельностью в течение указанного срока.
Ошибочные сведения в путевом листе, из-за которых неверно рассчитали затраты на грузовую перевозку, считаются занижением налоговой базы. Ответственность за такое нарушение предусмотрена пунктом первым статьи 120 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль компании. Штраф рассчитывается, как сумма заработной платы водителя, расходов на горюче-смазочные материалы, амортизацию транспортного средства, умноженная на 0,04.
Привлечение к ответственности по линиям Роструда и Росздравнадзора
Федеральная служба по труду и занятости проверяет соблюдение безопасных условий труда, поэтому привлекает к административной ответственности только за допуск водителя к управлению транспортным средством без фактического проведения предрейсового медицинского осмотра. Часть третья статьи 5.27.1 КоАП устанавливает следующие размеры административных штрафов:
- от 15 до 25 тысяч рублей — для должностных лиц компании-перевозчика;
- от 15 до 25 тысяч рублей — для индивидуальных предпринимателей;
- от 110 до 130 тысяч рублей — для грузоперевозчиков — юридических лиц.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения проверяет правильность оказания медицинских услуг, поэтому ведомство интересует корректное оформление документации, в которой отмечаются проведенные врачебные мероприятия.
Росздравнадзор штрафует за отсутствие в путевом листе отметки о проведении предрейсового или послерейсового осмотра водителей по статье 11.32 КоАП за «нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». Размеры штрафов следующие:
- от тысячи до полутора тысяч рублей — для водителей как физических лиц;
- от двух до трех тысяч рублей — для должностных лиц компании-перевозчика;
- от 30 до 50 тысяч рублей — для юридических лиц и, в соответствии с примечанием к статье, индивидуальных предпринимателей.
ФНС, Роструд и Росздравнадзор выявляют нарушения, связанные с путевыми листами, в ходе камеральных или выездных проверок уже после окончания рейса, нередко спустя несколько месяцев, поэтому важно привести сопроводительные, бухгалтерские учетные документы в порядок после закрытия сделок и перед передачей в архив.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная служба ADRIATA специализируется на перевозке опасных грузов преимущественно автомобильным транспортом. Основные маршруты проходят по территории России и других стран Таможенного союза: Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Армении. По заявке клиента возможна подготовка перевозки в любую страну миру по железной дороге, внутренним водам, воздуху или морю.
Специализированный логистический оператор ADRIATA занимается перевозками любых опасных веществ и изделий девяти, а с 2019 года 13 классов, включая горючие материалы в газовом, жидком и твердом состоянии, ядовитые, радиоактивные, едкие, окисляющие, взрывчатые, инфекционные грузы. Служба также перемещает к месту переработки, утилизации или захоронения опасные промышленные отходы.
При перевозке опасных грузов международная компания ADRIATA придерживается требований европейского соглашения ДОПОГ, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», а также национального законодательства стран, в которых проходят маршруты. Соблюдение норм обеспечивает высокую надежность перевозки и сохранность опасного груза.
Если необходимо доставить опасное вещество, изделия, отход, обращайтесь в международную специализированную транспортную компанию ADRIATA. Заказать логистические услуги по перевозке опасных грузов можно в московском офисе по телефону 8 800 775-85-62, электронной почту hello@adriata.ru или в телеграм-чате.