К четвертому классу опасности по европейскому соглашению ДОПОГ относились твердые легковоспламеняющиеся вещества. Класс включал три подкласса, которые позднее были выделены в самостоятельные рубрики с сохранением старых номеров:
-
4.1 — твердые легковоспламеняющиеся и самореактивные, полимеризующиеся и десенсибилизированные взрывчатые вещества,
-
4.2 — материалы, обладающие свойством самовозгорания;
-
4.3 — соединения, которые реагируют с водой или водяными парами воздуха с выделением легковоспламеняющихся газов.
Десенсибилизированные взрывчатые вещества подробно рассмотрены в публикации о легковоспламеняющихся жидкостях. Десенсибилизация означает на практике растворение взрывчатого материала в органическом соединении, в результате чего риск детонации стремится к нулю, но сохраняется высокая опасность возгорания.
Контрольная и аварийная температура
Некоторые из указанных веществ разрешено перевозить только при контролируемой температуре в грузовом отсеке, указанной в рубрике 2.2.41 европейского соглашения ДОПОГ. Различают понятия контрольной и аварийной температуры:
-
контрольная — заданный уровень нагрева среды в грузовом отсеке, который необходимо поддерживать в течение всей перевозки, включая загрузку и разгрузку, а также все промежуточные остановки и перегрузки;
-
аварийная — критический уровень нагрева среды в грузовом отсеке, при котором нет возможности нормальным способом восстановить и поддерживать контрольную температуру, а следует провести аварийные мероприятия.
Для отслеживания контрольной температуры в кузове транспортного средства, задействованного для перевозки опасного груза, необходимо устанавливать два датчика, функционирующих независимо друг от друга. Показания датчиков выводятся на табло электронного термометра, размещенного в водительской кабине, на котором выставлено предельно допустимое значение.
Если значение достигает предельного уровня, экипаж транспортного средства должен принять экстренные меры. Например, забросить в грузовой отсек сухой лед (диоксид углерода, углекислый газ в твердом состоянии) для охлаждения. Такая ситуация еще не является критической (аварийной), поскольку сохраняется возможность нормализации и дальнейшего поддержания температуры в грузовом отсеке.
Если же уровень нагрева приближается к аварийному, возможностей нормализации нет. Экипажу следует немедленно покинуть транспортное средство, удалившись на максимально возможное расстояние, а затем вызвать спасательную службу МЧС РФ.
Твердые самовозгорающиеся вещества
Отдельного внимания заслуживают твердые вещества, способные к самовозгоранию, например, такой на первый взгляд безобидный материал, как влажный хлопок. Данное понятие имеет четкое количественное определение: сухим считается хлопок с содержанием влаги не более 8 % по массе. Соответственно, концентрация воды на уровне 8,1 % уже переводит материал в категорию влажного хлопка, считающегося опасным грузом класса 4.2 и перевозимого в соответствии с ДОПОГ.
В составе самовозгорающихся материалов выделяются пирофорные вещества, воспламеняющиеся даже в небольших количествах при контакте с кислородом воздуха в течение пяти минут. Иногда воспламенение происходит с первых секунд пребывания на воздухе, например, в момент извлечения вещества из транспортировочной емкости. Такие соединения подвержены самовозгоранию в наибольшей степени.
Поэтому пирофорные материалы нельзя заливать в цистерны и другие емкости «под завязку». Необходимо оставлять пустое пространство под крышкой, которое заполняют инертным (благородным) газом, например, гелием или аргоном. Вместо инертного могут использовать азот, как летучее вещество с сильными восстановительными свойствами, которое будет препятствовать окислительному действию кислорода.
Класс (бывший подкласс) 4.3 по ДОПОГ
Класс опасности 4.3 (бывший подкласс с тем же номером) объединяет твердые вещества, активно реагирующие с водяными парами в воздухе. В процессе реакции твердое вещество разлагается с выделением, как правило, твердого же осадка и газа, воспламеняющегося от малейшего инициирующего воздействия вроде искры или только что затушенной, но еще горячей сигареты или спички.
Классический пример такого материала - карбид (ацетиленид) кальция CaC2, в котором атом кальция замещает два атома водорода в молекуле ацетилена С2Н2. Два-три десятка лет назад самодельные устройства на основе карбида кальция повсеместно применяли для ловли рыбы путем глушения. Доступность материала обусловлена применением ацетиленида в сельском хозяйстве для производства регулятора роста растений.
Карбид кальция при контакте с водой в любом агрегатном состоянии (жидкость, пар, микроскопические капли в виде водяной взвеси в воздухе) разлагается на гидроксид кальция CaOН и ацетилен C2H2 (по современной систематической номенклатуре этин). Этин реагирует с кислородом бурно, со взрывом и выделением большого количества тепловой энергии, в результате реакции образуется углекислый газ и вода.
Именно для предотвращения бурной окислительной реакции для управляемой гидратации (оводнения) карбида кальция используют многократный избыток воды. Для разложения 1 кг ацетиленида достаточно всего 560 мл воды, но на практике применяют не менее 5 литров, в ряде случае до 20 литров. Избыток влаги стабилизирует этин, охлаждает газ и забирает тепло, выделяющееся в процессе окисления ацетилена.
Однако карбид кальция — не самое опасное вещество в составе класса 4.3. Намного более бурно с водой реагируют щелочные металлы, прежде всего литий, калий, натрий. Металлы образуют щелочи (оснОвные гидроксиды) LiOH, KOH, NaOH, выделяется водород H2 и большое количество тепла (экзотермическая реакция). Визуально наблюдается выброс огромных столбов густого белого пара.
Компания ADRIATA перевозит твердые легковоспламеняющиеся вещества
Международная транспортная компания ARDIATA специализируется на перевозке твердых веществ, способных к легкому воспламенению, а также других опасных грузов, включая отходы промышленных производств. Логистический оператор доставляет радиоактивные, ядовитые, химически агрессивные, окисляющие, горючие, инфекционные материалы девяти (по новой классификации 13) классов по ДОПОГ.
Международная специализированная транспортная служба ARDIATA выполняет перевозки преимущественно по автомобильным дорогам на территории России, других стран Таможенного союза, СНГ и Евразийского экономического союза. В случае необходимости компания организовывает доставку опасных грузов в любую страну мира по железным дорогам, внутренним водам, по морю или воздуху.
Для автомобильных перевозок специализированный логистический оператор ARDIATA использует собственные транспортные средства, каждое из которых оборудовано ограничителями скорости, другими дополнительными устройствами и механизмами, предусмотренными европейским соглашением ДОПОГ и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Благодаря соблюдению требований, компания ADRIATA обеспечивает высокую надежность, безопасность и сохранность опасных грузов в процессе внутренней или трансграничной перевозки. Чтобы заказать специализированные логистические услуги международной транспортной службы, обращайтесь по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или в корпоративный телеграм-чат.