Международная транспортная компания ADRIATA, специализирующаяся на перевозке опасных грузов, продолжает серию публикаций в блоге, посвященных ключевому сопроводительному документу — путевому листу. В предыдущем материале были рассмотрены варианты административной ответственности за отсутствие или неверное заполнение документа, к которой могут привлекать ГИБДД, Федеральная налоговая служба, Роструд и Росздравнадзор. Сегодня речь пойдет о том, как устроен порядок привлечения к ответственности инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Основная ситуация привлечения к ответственности
Несмотря на то, что штрафовать за проблемы с путевым листом могут в пределах собственной компетенции четыре федеральных ведомства, в большинстве случаев к административной ответственности водителей и компании-перевозчиков привлекает Государственная инспекция безопасности дорожного движения. В настоящем материале рассмотрена ситуация, когда инспектор ДПС останавливает на дороге грузовой автомобиль и требует предъявить четыре базовых документа:
- водительское удостоверение категории C, дающее право на управление грузовыми автомобильными транспортными средствами;
- свидетельство о государственной регистрации машины в ГИБДД;
- полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
- путевой лист с отметками о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра и технического допуска машины к выходу на линию.
Если с документами все в порядке, в большинстве случаев инспектор ДПС, действуя строго по регламенту, отпустит водителя и продолжит работу. Если же отсутствует бумажный путевой лист, водитель не может предоставить куар-код на открытие ЭПЛ (электронного путевого листа) или в документе не проставлены необходимые отметки, начинается процедура привлечения к административной ответственности.
Данная процедура, как и все составы правонарушений, связанные с путевым листом, определена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) — федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, действующим в редакции федерального закона от 24 апреля 2024 года № 86-ФЗ.
Действия водителя и инспектора ДПС на месте совершения административного правонарушения
Итак, процедура привлечения к ответственности начинается следующим образом:
- Инспектор задает водителю вопрос, признает ли тот факт совершения административного правонарушения, предусмотренного такой-то статьей КоАП.
- Если водитель признает вину, сотрудник ДПС на месте выносит постановление о привлечении к ответственности без составления протокола. Такой порядок предусмотрен частями первой и второй статьи 28.6 КоАП.
- Если лицо, управляющее машиной, не признает вины, инспектор составляет протокол, который представляет лицу для ознакомления и подписания.
- Чаще всего водители подписывают протокол, на основании которого сотрудник ГИБДД выносит постановление по делу об административном правонарушении.
- Водитель может отказаться подписывать протокол. В таком случае инспектор должен сделать в документе соответствующую запись, после чего все равно выносит постановление по делу об административном правонарушении.
Подписание протокола не означает согласие с содержанием документа. Если водитель считает, что инспектор ДПС не прав или необъективен, то следует в графе «Возражения» указать, с какими именно действиями сотрудника полиции не согласен. В дальнейшем лицо, в отношении которого составлен протокол, сможет обжаловать документ в административном и судебном порядке.
Если протокол не подписать, обосновать возражения уже не получится, потому что таковые не будут зафиксированы непосредственно на месте совершения административного правонарушения. Правило касается не только путевых листов при перевозке опасных грузов, но и вообще любых ситуаций, в которых представитель органа государственного управления составляет протокол.
Действия полиции и грузоперевозчика после возбуждения дела об административном правонарушении
После окончания действий на месте правонарушения материалы: протокол и постановление или только постановление инспектор передает в отдел ГИБДД, к которому относится. Указанный отдел возбуждает дело об административном правонарушении и назначает дату, время рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме грузоперевозчика, у которого работает проштрафившийся водитель.
В уведомлении территориальное подразделение ГИБДД запрашивает у перевозчика сведения о должностном лице, которое выпустило на линию транспорт без путевого листа или с неправильно заполненным документом. Закон не обязывает компании или индивидуальных предпринимателей представлять полиции такую информацию, поэтому есть легальная возможность защитить сотрудников от штрафа.
В назначенную дату и время сотрудник отдела ГИБДД рассматривает материалы дела об административном правонарушении и составляет протокол рассмотрения, в котором фиксирует явку проходящих по делу лиц, новые доказательства, заявления, замечания, ходатайства. Рассмотрение материалов — основной этап, на котором можно доказать невиновность, предоставив полиции соответствующие доказательства.
Например, водитель не показал инспектору ДПС путевой лист, что автоматически означает отсутствие предрейсового медицинского осмотра и технического контроля транспортного средства, за что к ответственности привлекается компания-перевозчик и должностные лица: медицинский работник, сотрудник, проводящий контроль технического состояния машин перед выпуском на линию.
Но компания представила на рассмотрении дела журнал выдачи путевых листов, в котором имеется запись о том, что документ был получен водителем, в чем тот и расписался. В таком случае на основании статьи 1.5 КоАП дело в отношении юридического и должностных лиц прекращается, к ответственности в виде штрафа в размере пятисот рублей привлекается только водитель, забывший путевой лист в офисе транспортной компании или потерявший документ по дороге.
Итоги привлечения к ответственности и перспективы судебного обжалования решения ГИБДД
Итогом рассмотрения дела становится установление или опровержение вины тех или иных лиц. Инспектор, ведущий дело, назначает дату и время вынесения постановления о привлечении к административной ответственности или о прекращении дела об административном правонарушении. Если по материалам нет вопросов, имеющихся сведений достаточно для принятия решения, постановление могут вынести сразу после рассмотрения дела. В противном случае дата будет определена, исходя из сроков получения отделом ГИБДД сведений, запрошенных в других ведомствах и службах.
Как правило, дела об административных правонарушениях, связанных с путевыми листами, полиция рассматривает качественно, ошибки встречаются не очень часто, поэтому перспективы судебного обжалования в общем случае сомнительны. Больше шансов на успешное обжалование в порядке административного судопроизводства по делам вокруг перевозки опасных грузов. Специализированная логистика — отрасль более сложная, чем обычные грузоперевозки, поэтому шансы, что инспектор ГИБДД допустит ошибку в протоколе или постановлении, в целом выше.
Если водитель, компания-грузоперевозчик или должностное лицо решат обжаловать постановление ГИБДД о привлечении к административной ответственности, нужно подавать административный иск в мировой или районный суд по территориальной подсудности. В большинстве случае первой инстанцией станет мировой суд, но если нарушение было зафиксировано техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, обращаться нужно будет в районный суд. В обоих случаях разбирательство проходит в порядке административного судопроизводства.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы в соответствии с действующим законодательством России
Международная транспортная компания ADRIATA занимается автомобильными перевозками опасных грузов. Большинство маршрутов проходят по территории России и других стран-участниц ЕАЭС, Таможенного союза: Казахстана, Армении, Киргизии, Белоруссии. Транспортировка опасных материалов в другие государства по воздуху, морю, железным дорогам, внутренним водам возможна по заявке клиента.
Специализированный логистический оператор ADRIATA перевозит грузы девяти, а с 2019 года 13 классов опасности, предусмотренных европейским соглашением ДОПОГ. Служба оказывает услуги по доставке горючих, радиоактивных, коррозионных, токсичных, инфекционных, окисляющих, взрывчатых веществ, а также опасных грузов, которые требуется переработать, утилизировать или захоронить.
При осуществлении внутренних и трансграничных перевозок опасных грузов служба ADRIATA соблюдает требования европейского соглашения ДОПОГ, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», а также национального профильного законодательств стран, по территории которых проходит соответствующий автомобильный маршрут.
При необходимости перевозки опасного груза или отходов промышленных производств, обращайтесь в международную транспортную компанию ADRIATA. Для заказа специализированных логистических услуг звоните в московский офис по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почта hello@adriata.ru или в телеграм-чат.