Международная транспортная компания ADRIATA начинает серию публикаций в блоге, посвященных путевому листу — документу, обязательному при перевозке не только опасных, но и любых других грузов. Путевой лист оформляют в бумажной или цифровой форме перед отправкой автомобильного транспортного средства в рейс.
Надзорные органы проверяют факт наличия документа и правильность оформления, за нарушения законодательство предусматривает административные штрафы, но дело не только в ответственности — путевой лист действительно необходим для логистической службы, например, для контроля эксплуатации машин и учета работы водителей. С помощью документа транспортные компании рассчитывают стоимость перевозки.
Путевой лист является доказательством того, что транспортное средство перед рейсом прошло технический контроль, а водитель — медицинский осмотр. Такие меры безопасности критически важны при перевозке опасных грузов. По путевому листу бухгалтерия логистической службы рассчитывает затраты на топливо, заработную плату экипажу, техническое обслуживание, другие издержки и операционные расходы.
Какие государственные ведомства проверяют путевые листы
Документ востребован по самым разным направлениям, от финансового учета до комплексной безопасности, поэтому путевой лист в рамках собственной компетенции вправе проверять четыре федеральных органа исполнительной власти:
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Сотрудники дорожно-патрульной службы имеют право остановить грузовой автомобиль и потребовать у водителя документы для проверки. При отсутствии на рейсе путевого листа полицейские составят протокол об административном правонарушении и назначат штраф. В случае перевозки опасных грузов будет задействована статья 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях.
- Федеральная налоговая служба (ФНС). Для ведомства путевые листы являются бухгалтерскими документами, по которым в ходе камеральной или выездной проверки налоговики сверяют расходы транспортных компаний с указанными в финансовых отчетах. Юридические лица подтверждают на основании путевых листов фактически понесенные затраты на топливо, зарплату, технические обслуживание грузовиков, другие операционные расходы.
- Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Ведомство в плановом и внеплановом режиме проверяет коммерческие фирмы на предмет соблюдения трудового законодательства в части соблюдения условий труда и выполнения финансовых обязательств перед сотрудниками. Путевой лист подтверждает фактически отработанное водителем время, на основании которого начисляется зарплата, служит доказательством в споре с привлечением трудовой инспекции.
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Ведомство контролирует вопросы, связанные с выплатами по больничным листам, предрейсовыми осмотрами водителей, сблюдением режима труда, сна и отдыха членов экипажа автотранспортного средства. Такие меры исключительно важны в сфере перевозки опасных грузов, потому что больной или усталый водитель резко повышает риск аварии и выброса опасного вещества в среду.
Нельзя исключать ситуации, в которой путевой лист может потребоваться Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору). Например, в случае проведения проверки на предмет исполнения требований перевозки опасных грузов. В случае происшествия документ может затребовать прокуратура, органы дознания, следствия системы МВД, Следственный комитет, экспертные учреждения.
Кто предоставляет сведения для оформления путевого листа
Путевой лист обычно выписывает диспетчер транспортной службы, но руководство компании может официально поручить функцию другому сотруднику. Диспетчер или другой работник фирмы несет должностную и административную ответственность за нарушение правил оформления путевых листов. Как правило, административное преследование осуществляет территориальная налоговая инспекция.
Законодательство предусматривает обязательные медицинские осмотры водителей перед рейсом или после рейса, а также перед сменой и после смены. Данные процедуры выполняет медицинский работник (врач или чаще фельдшер), имеющий необходимую подготовку, подтвержденную сертификатом установленного образца.
Если медицинский работник оформлен в штат транспортной компании, последняя должна иметь лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Штатный фельдшер актуален только для крупных фирм с десятками водителей. Небольшие логистические службы обычно заключают договор с частными медицинскими центрами, проводящими осмотры на аутсорсинге.
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 года № 390 «Об утверждении … порядка оформления или формирования путевого листа» в абзаце третьем пункта 12 предусматривает возможность дистанционного контроля состояния здоровья водителей перед сменой или рейсом с использованием технических средств телемедицины.
Технический контроль грузовых автомобилей осуществляет специалист, обладающий квалификацией контролера состояния транспортного средства. Критерии оценки уровня квалификации, требования к такому специалисту определены приказом Министерства транспорта России от 31 июля 2020 года № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований…».
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная компания ADRIATA осуществляет перевозки опасных грузов 13 классов, предусмотренных европейским соглашением ДОПОГ. Оператор занимается перемещением радиоактивных, инфекционных, ядовитых, взрывчатых, горючих газовых, жидких и твердых, окисляющих, коррозионных материалов, включая опасные отходы, отправленные для переработки, утилизации или захоронения.
При организации и выполнении перевозок опасных грузов специализированная служба ADRIATA соблюдает требования ДОПОГ, технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также национальных законов стран, в которых проходит маршрут. В частности, транспортная компания всегда оформляет путевые листы и другую сопроводительную документацию, проводит предрейсовые осмотры водителей и транспортных средств, задействованных в рейсе.
Международная логистическая служба ADRIATA осуществляет перевозки опасных грузов и отходов по автомобильным маршрутам преимущественно в странах ЕАЭС: России, Киргизии, Белоруссии, Казахстане, Армении. Морские, железнодорожные, воздушные, внутренние водные перевозки в любую страну миру подготавливаются по запросу клиента. Для заказа специализированных транспортных услуг по перевозке опасных веществ, изделий, отходов звоните в московский офис ADRIATA по номеру 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или в телеграм-чат.