Довольно часто конструкция кузова определяет, можно ли использовать транспортное средство для перевозки опасных веществ и изделий. Поэтому европейское соглашение ДОПОГ устанавливает к конструкции кузова дополнительные требования прочности, связанные с безопасностью транспортировки химических и иных опасных грузов.
Показатели механической и вибрационной прочности кузовов установлены европейским стандартом EN 12 642. Полное название документа — «Обеспечение безопасности грузов на дорожных транспортных средствах. Кузова грузовых коммерческих транспортных средств. Минимальные требования». Допускается применять иные нормативные акты, содержащие аналогичные нормы и правила.
Емкости с опасными веществами должны быть надежно зафиксированы в грузовом отделении автомобиля или иного транспортного средства (далее — ТС). Для прочной фиксации следует оборудовать грузовое отделение соответствующими устройствами. Для отдельных категорий и наименований опасных грузов ДОПОГ предусматривает специфические требования к конструкции и оснащению кузовов.
Требования к ТС, перевозящим грузы 1 класса опасности
Опасные грузы первого класса разрешено перевозить только на ТС категории EX/II и EX/III. Для транспортировки взрывчатых веществ и изделия грузовые отделения автомашин необходимо собирать и оснащать так, чтобы внутри получилось замкнутое пространство, защищенное от механических воздействий и особенностей климатических и погодных условий. В противном случае изменение температуры, влажности и давления в грузовом отделении может повлечь детонацию груза. Грузовое отделение следует отделять от водительской кабины сплошной перегородкой.
Требования для ТС категории EX/II
В ТС EX/II для перевозки опасных веществ грузовые отделения необходимо выполнять в закрытом типе или оснащать дополнительным покрытием из материала, который:
- имеет высокую прочность на разрыв (плотное плетение);
- не пропускает жидкие и летучие вещества (непроницаемый);
- воспламеняется только при сильном и длительном нагреве.
Материал натягивают так, чтобы пространство грузового отделения было укрыто со всех сторон. Все двери должны быть плотно посажены, запираться прочно и герметично. Вместо дверей на отверстия в корпусе грузового отделения можно устанавливать жесткие крышки. Передняя стенка, примыкающая к водительской кабине, допускается только сплошная.
Требования для ТС категории EX/III
Грузовые отделения ТС EX/III должны производиться строго в закрытом типе, замена дополнительным покрытием недопустима. Переднюю стенку и поверхности грузового отделения, смежные с грузом, следует выполнять сплошными (цельными, бесшовными). Допустимо оснащение грузового отделения элементами для более прочного крепления груза.
Важно, чтобы между точками крепления не было неконтролируемых лакун. Без пустот проще обнаружить просыпание взрывчатого вещества и вовремя устранить нарушение. Каждое соединение следует сделать герметичным, а каждое отверстие в корпусе грузового отделение оборудовать запирающимися элементами. Крышки или двери следует устраивать и размещать с соединением строго внахлест.
Требования, связанные с электрическим оборудованием
Если в грузовом отделении предусмотрено электрическое оборудование, корпус должен быть непроницаем для пыли. Минимальная степень защиты в общем случае — IP 54. Для ТС, перевозящих грузы первого класса опасности и группы совместимости J, значение повышается до IP 56. Пример — взрывозащищенная оболочка EExd.
Даже если в грузовом отделении расположено электрическое оборудование, недопустимо размещение в пространстве с опасными грузами никакой проводки. Электрическое оборудование с доступом из грузового отделения следует обеспечить защитой от механического воздействия.
Прочие требования к кузовам ТС
Для изготовления кузовов ТС категорий EX/II и EX/III нельзя применять материалы, которые способны вступать в реакцию с перевозимыми материалами с образованием опасных химических соединений.
Кузова ТС категории EX/III необходимо выполнять из огнестойких и жаропрочных материалов. Минимальная толщина стенка кузова составляет 10 мм. Металлические кузовы должны быть покрыты изнутри жаропрочными и огнестойкими материалами.
В грузовом отделении запрещено располагать обогреватели, источники питания, топливные баки, заборники воздуха для обогрева или сжигания топлива. От выхлопной системы, двигателя, других механизмов и узлов машины в любом случае исходит избыточное тепло. Важно следить, чтобы внутренняя поверхность грузового отделения не нагревалась выше 80 °C. Иначе возрастают риски детонации или возгорания груза.
Требования к ТС иных категорий, перевозящих опасные грузы
Грузы всех классов опасности, кроме первого, допускается перевозить на ТС, не относимых к категориям EX/II и EX/III. Опасные вещества транспортируются в составе грузовых единиц.
Если ТС оснащено дополнительным обогревателем, в грузовом отделении нельзя размещать источники питания, выхлопные трубы, воздухозаборники, топливные баки и другие устройства, функционально связанные с обогревателем. Требование распространяется на ТС, перевозящие грузы со знаками опасности № 1, № 1.4, № 1.5, № 1.6, № 3, № 4.1, № 4.3, № 5.1 и № 5.2.
Требования, связанные с вентиляцией ТС
В закрытых контейнерах и ТС необходима система вентиляции в случае перевозки:
- упаковок со сжиженными и сжатыми газами;
- ацетилена (этина), растворенным под давлением;
- гранулированных вспениваемых полимеров (номер ООН 2211);
- тестообразных пластичных формовочных соединений (номер ООН 3314).
Иногда в течение короткого промежутка времени перевозчик не может использовать для перевозки перечисленных веществ ТС с вентиляцией. Тогда можно задействовать закрытые ТС без вентиляции, но на загрузочные двери необходимо нанести надпись “Внимание! Нет вентиляции, открывать осторожно”. Минимальная высота букв составляет 25 мм, регистр (строчные или прописные) не оговаривается.
Регулирование температуры в грузовом отделении
При транспортировке самореактивных веществ и органических пероксидов важно регулировать температуру и не превышать контрольного значения. Требование следует соблюдать не только во время движения ТС, но и при загрузке, разгрузке, на промежуточных остановках по пути следования. Положение V8 главы 7.2 европейского соглашения ДОПОГ приводит способы регулирования температуры.
Контроль температуры в грузовом отделении осуществляют путем размещения в водительской кабине датчика-регулятора. Если грузовое отделение ТС представляет собой рефрижератор, холодильное оборудование должно быть автономным и не зависящим от двигателя ТС. Если мотор выйдет из строя, рефрижератор какое-то время до прибытия помощи сможет поддерживать нужную температуру.
Требования к ТС для перевозки опасных грузов насыпью или навалом
ДОПОГ содержит дополнительные требования безопасности для кузовов ТС, на которых опасные грузы перевозят навалом или насыпью. Нормативы собраны в разделе 7.3.3 документа, оформленном в виде таблицы. Требования заключаются в типе кузова ТС и обозначаются шифром из двух латинских букв и одной арабской цифры, например, VC2 или AP4. В таблице шифры находятся в 17-ой колонке.
Всего ДОПОГ предусматривает три основных типа кузовов ТС для перевозки опасных грузов насыпью или навалом:
- VC1 — транспортные средства, крытые брезентом;
- VC2 — транспортные средства закрытого конструкции;
- VC3 — только ТС, специально оборудованные по стандартам страны производителя.
Соответствие конструкции ТС национальным стандартам определяет компетентный орган страны-производителя. Если страна участвует в соглашении ДОПОГ, национальный стандарт совпадает с европейским. В противном случае необходимо, чтобы ТС соответствовало стандартам первой по пути следования страны — участницы европейского соглашения ДОПОГ.
Кроме трех основных требований к кузовам ТС, перевозящих опасные грузы насыпью или навалом, ДОПОГ устанавливает дополнительные. Добавочные нормативы обозначены кодом из двух латинских букв AP и одной латинской цифры.
Для каждого опасного вещества, перевозимого насыпью или навалом, составлен комплект из нескольких дополнительных требований. Например, для ферросилиция (сплава железа и кремния, номер ООН 1408) с массовой долей кремния от 30 до 90 % указано пять специальных нормативов безопасной перевозки: VC1, VC2 или AP3, AP4 и AP5. Сплав относится к четвертому классу опасности и третьей группе упаковки.
Перевозка опасных веществ компанией ADRIATA
Международная транспортная компания ADRIATA специализируется на перевозке химических и других опасных грузов девяти классов. Транспортируем летучие, жидкие и твердые вещества с токсическим, окислительным, радиационным эффектом, химически агрессивные, легковоспламеняющиеся, горючие, взрывчатые материалы.
Перевозки возможны в границах России, между странами СНГ, в другие регионы мира. Основной способ транспортировки опасных веществ в РФ и СНГ — наземный: в специально оборудованных грузовых автомобилях или по железной дороге. Компания имеет собственный парк автотранспортных средств, оснащенных в соответствии с ДОПОГ для перевозки опасных грузов. Трансграничная транспортировка выполняется также морским и воздушным путем.
Водители компании ADRIATA имеют сертификаты ДОПОГ, дающие право управления транспортным средством с опасным грузом. Документы регулярно продлеваются, водители проходят обучение и подтверждают квалификацию. В процессе перевозки тщательно соблюдаются российские и международные требования безопасности.
Опасные грузы перевозим с 2014 года. Десять лет работы дали подлинный опыт, который теперь позволяет выполнять нестандартные заказы, в том числе сложные или срочные. Чтобы воспользоваться услугами международной транспортной компании ADRIATA, обращайтесь по телефону 8 800 775-85-62, электронной почте hello@adriata.ru или в телеграм-чат.