Европейское соглашение ДОПОГ, регламентирующее автомобильные перевозки опасных грузов, разделяет последние на 13 классов. Первые 12 рассмотрены в ранее опубликованных материалах блога, сегодня речь пойдет о последнем девятом классе.
Последний класс опасности, предусмотренный действующей редакцией ДОПОГ, — девятый (по сквозному счету — 13-ый). Официальное название — «Прочие опасные вещества и изделия». По сути, рубрика представляет собой мусорную свалку ДОПОГ, куда относят твердые и жидкие материалы, не имеющие доминирующего фактора опасности и проявляющие вредные свойства только в определенных условиях.
Что относят к девятому классу ДОПОГ
К девятому классу относят самые разные вещества и материалы, например:
- вещества, выделяющие в воздух пыль, попадание которой на слизистые способно причинить вред органам дыхания, в том числе асбест;
- материалы, выделяющие при горении диоксины, относимые по врачебной классификации к канцерогенам первого класса;
- вещества, выделяющие при нагревании легковоспламеняющиеся газы, например, большинство видов пластика и пластмасс;
- материалы, опасные для окружающей среды, спасательные средства, генетически измененные микроорганизмы, литиевые батарейки;
- вещества, перевозимые при повышенной температуре в грузовом отсеке: для твердых веществ установлена планка 240°С, для жидкостей — 100°С.
Внутри девятого класса выделяют классификационный код М-16, называемый в обиходе «подвалом ДОПОГ», потому что так идентифицируют малоопасные вещества, которые невозможно отнести к другим классам и рубрикам европейского соглашения. В «подвал ДОПОГ» вещества и изделия относят решением Комитета экспертов ООН.
Асбест как опасное вещество
Показателен пример асбеста. Материал широко применяется в современных технологиях строительства малоэтажных индивидуальных жилых домов, позволяет снизить стоимость квадратного метра до 10 тысяч рублей при площади 150 кв. метров. В ряде западных стран звучат призывы признать асбест опасным веществом.
Несколько лет назад в итальянском Турине состоялся показательный громкий судебный процесс. Тогда владелец завода по производству строительных материалов из асбеста был осужден за несоблюдение правил безопасности на предприятии, в том числе неиспользование средств индивидуальной защиты органов дыхания, из-за чего пострадало здоровье многих работников: асбестовая пыль накопилась в легких и привела к развитию воспалительных заболеваний, бронхиальной астмы.
Опасность материала обусловлена канцерогенными свойствами, а также тем, что пыль практически не выводится из легких и способна годами накапливаться там. Возникает вопрос: как перевозить шифер, если данное кровельное покрытие содержит асбест? Ответ дан в специальном положении, включенном в состав ДОПОГ: если асбест находится в связанном состоянии, то опасности не представляет и может перевозиться как обычный груз, на любом автомобильном транспортном средстве.
Литиевые батареи как опасный груз
Опасность литиевых батарей, устанавливаемых в смартфонах и другой цифровой технике, обусловлена высокой реакционной способностью лития — самого легкого металла, относимого к щелочным вместе с натрием, калием, рубидием. Литий реагирует с влагой бурно, со взрывом и выделением большого количества теплоты, нередко с воспламенением, нагревание усиливает процесс.
Достаточно попадания минимального объема воды, даже водяных паров в воздухе, чтобы сначала повалил густой пар, а затем занялось пламя. Смартфоны, взрывающиеся от перегрева батареи, — пример опасности таких изделий. Именно поэтому в самолетах просят отключить мобильные устройства на время полета — электромагнитные помехи ни при чем, потому что рации пилотов работают на другой частоте.
Другие виды опасных грузов девятого класса
Спасательные средства относятся к опасным грузам, если содержат пиропатроны (в чистом виде проходят как взрывчатые изделий по первому классу) или газовые баллоны (в чистом виде — второй класс, объединяющий газы), дымовые и световые сигнальные устройства (в чистом виде также первый класс).
К девятому классу относят также вещества-водозагрязнители, не проходящие по другим классам. У таких материалов ключевой вредный фактор состоит во вреде жизни и здоровью водных организмов, в нарушении тепло- и газообмена водной толщи с воздухом, в создании на поверхности воды пленки, непроницаемой для солнечного света, что мешает нормальной жизнедеятельности подводной флоры и фауны.
Пример опасного вещества из «подвала ДОПОГ»
Наконец, «подвал ДОПОГ», то есть классификационный код М-16, включает, например, касторовые бобы, произрастающие, в том числе, в европейской части России. Опасность в том, что плоды содержат яд — рицин, даже микроскопические порции которого могут оказаться смертельными при попадании внутрь организма. В чистом виде рицин относится к классу 6.1 и первой группе упаковки.
С касторовыми бобами связан трагический эпизод, произошедший в Ростовской области. Пожилая женщина сделала внучке ожерелье из плодов, нанизанных на обычную нитку. Девочка отправилась в летний лагерь с круглосуточным пребыванием в течение всей смены, во время которой нитка лопнула. Многие дети попробовали бобы, после чего получили тяжелейшее отравление и вскоре скончались.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международный специализированный логистический оператор ADRIATA выполняет перевозки опасных веществ и изделий 13 (ранее — девяти) классов, предусмотренных ДОПОГ. Транспортная компания доставляет по России и странам СНГ взрывчатые, огнеопасные, едкие, радиоактивные, горючие, инфекционные, ядовитые материалы, а также предназначенные для утилизации, захоронения или переработки опасные отходы промышленных производств.
Основной способ перевозки — автомобильным транспортом, но по заявке клиента возможна организация морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного маршрута в любую страну. Для заказа специализированной транспортной услуги обращайтесь в компанию ADRIATA: звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или обращайтесь в корпоративный телеграм-чат.