Серная кислота часто перевозится не в цистернах, а в упаковке. Чтобы выбрать инструкцию по упаковке, нужно найти позицию в перечне опасных грузов. Обычно это таблица или приложение к правилам перевозки опасных грузов конкретным видом транспорта. Если упаковать неправильно, особенно для международной перевозки, есть риск, что при перегрузке с одного транспорта на другой груз задержат на перевалке или вернут отправителю.
В статье рассказываем, в какой упаковке разрешается перевозить серную кислоту для перевозки с помощью автомобилей, самолетов, по морю и по железной дороге.
В какой таре разрешается перевозить серную кислоту автомобильным транспортом
Для позиций серной кислоты с номерами UN 1830, 1832, 1906, 2796 применяется инструкция Р001, рекомендации для группы упаковки II. Правильная упаковка подразумевает, что агрессивное вещество наливают во внутреннюю тару, которую, в свою очередь, помещают в наружную тару, по принципу кассеты с яйцами.
В качестве внутренней тары используются сосуды из:
- стекла — предельной вместимостью до 10 л;
- пластмассы — до 30 л;
- металла — до 40 л.
Сосуды помещаются внутрь единицы наружной тары: барабана, ящика так, чтобы общий вес нетто не превысил 400 кг. Исключение — пенопластовые ящики с ограничением до 60 кг. Если используется канистра с кодом 3А, 3В, 3Н, то максимальный вес нетто 120 кг.
Разрешается перевозка в одиночной таре, изготовленной из совместимого материала. Применяются барабаны до 250 л, канистры до 60 л.
Также есть варианты составной тары, то есть неразъемных комплектов по типу термоса. Внутри жестко зафиксирован сосуд из пластмассы или стекла, наружная оболочка из полимеров, стали, алюминия, древесины, фиброкартона. Если снаружи это барабан, то предельная вместимость 250 л, если ящик — 60 л. Исключение для стеклянной внутренней емкости: предельная вместимость и в барабане, и в ящике — 60 л.
Главное требование к таре: надежная крышка или пробка. Дело в том, что пары серной кислоты в воздухе представляют опасность для здоровья при вдыхании. Смешиваясь с водяным паром, кислота осаждается на предметах, а реагируя с кислородом, способна образовать сернистый ангидрид, который и раздражает дыхательные пути, вызывая проблемы с дыханием и резкое ухудшение самочувствия.
Чтобы гарантировать безопасность транспортировки опасных грузов, используется только тара одного из утвержденных ООН типов. Об этом свидетельствует маркировка, выполненная на таре: знак UN в круге, комбинация букв и цифр в две строки.
Как упаковать серную кислоту для транспортировки по воздуху
Авиаперевозки опасных грузов производятся в багажных отсеках пассажирских лайнеров и грузовыми воздушными судами. В зависимости от этого отличаются инструкции по упаковыванию, содержащиеся в Технических инструкциях ИКАО. Есть большие отличия от разрешенной тары для автоперевозок. В целом, это требование мелкой фасовки и небольшого веса брутто наружной тары, порядка 10–30 кг. Кроме этого, внутренние сосуды с жидкостью ставятся в поддон из устойчивого к кислоте материала, а пустое пространство заполняется сорбентом. Впитывающего материала должно хватать, чтобы впитать полный объем опасного вещества, в случае протечки. Это правило обязательно для веществ группы упаковки I, но рекомендуется для всех.
Из–за более строгих требований транспортировка по воздуху дымящей серной кислоты UN 1831 запрещена и пассажирскими, и грузовыми самолетами.
Позиции UN 1830 и 2796 перевозятся пассажирскими воздушными судами по инструкции № 851 в количестве до 1 л на грузовое место. Предписывается перевозить в стеклянной, пластмассовой или металлической таре вместимостью до 1 л. В одном грузовом месте могут быть, например, 10 флаконов по 100 мл или 1 бутылка емкостью 1 л, главное — не превышать максимальный объем.
Перевозка «в ограниченном количестве», то есть по упрощенным правилам, производится по инструкции Y840: используется стеклянная, пластмассовая или металлическая внутренняя тара в фасовке до 100 мл, максимальный объем на грузовое место — 0,5 л, при этом масса брутто грузового места, то есть, вместе с упаковкой, не должна превышать 30 кг.
Для транспортировки по воздуху серной кислоты UN 1830 и 2796 на грузовом воздушном судне требуется упаковать по инструкции № 855 в количестве до 30 л на грузовое место. Разрешается использовать стеклянную, пластмассовую или металлическую тару емкостью до 2,5 л. Также разрешается применять отдельный упаковочный комплект емкостью до 30 л.
Отработанную серную кислоту UN 1832 и регенерированную UN 1906 запрещено транспортировать на пассажирских самолетах. Если нужно отправить грузовым бортом, применяется инструкция № 855.
Какие требования к упаковке серной кислоты для доставки по морю и железной дороге
Чтобы отправить серную кислоту по морю, упаковки помещают в контейнер. Инструкция по упаковке для морского транспорта практически не отличается от автомобильного: такие же требования к внутренней и наружной таре, одиночным и составным комплектам. Дополнительно запрещается использовать барабаны со съемным верхним дном. Упаковки и контейнер маркируются знаками опасности, табличками и надписями таким способом, чтобы изображение выдержало контакт с морской водой в течение 3 месяцев. Пакеты внутри контейнера надежно крепятся с помощью фиксирующих приспособлений, оптимально не менее, чем двумя способами.
Перевозка по железной дороге отличается самыми лояльными правилами по упаковке: практически разрешается перевозить в любой пригодной таре. Больше внимания уделяется типу подвижного состава и виду отправки. Для серной кислоты запрещена мелкая отправка, то есть нельзя грузить в один вагон или контейнер с другими грузами, только целиком контейнер или полный вагон.
Также регламентируется, какие надписи наносить на поверхность вагона, так называемые трафареты. Общим для разных наименований является надпись «СО», это указание быть осторожным при роспуске состава с горки, если кислота расфасована в стеклянную тару.
Для любой разновидности серной кислоты используются контейнеры,вагоны грузоотправителя или грузополучателя. Это означает, что нельзя использовать «общий» контейнер или вагон, в котором возят другие грузы, за которые отвечает дорога.
Дымящая серная кислота или олеум UN 1831 перевозится в специальных олеумных цистернах–термосах, либо в специализированных вагонах или контейнерах. Наносятся надписи «Едкое», «Ядовитое», «Прикрытие 0–0–1».
Серная кислота с концентрацией более 51% UN 1830 перевозится в крытых вагонах, универсальных контейнерах, цистернах, контейнерах–цистернах. Наносится надпись «Едкое», «Прикрытие 0–0–1» «Серная кислота», «Х» — химические грузы.
Позиции с номерами ООН 1832, 1960, 2796 3,25 перевозятся в крытых вагонах, универсальных контейнерах, цистернах, контейнерах–цистернах, наносятся надписи «Едкое», наименование груза, «Х».
В отличие от других видов транспорта, правила перевозки по железной дороге являются национальными, по сути, только для России и СНГ. Поэтому допускается применение тары, предусмотренной стандартами или техническими условиями на продукцию. В первую очередь, упаковка должна соответствовать ГОСТ 26319–2020 «Грузы опасные. Упаковка», но это стандарт не для грузоотправителей или перевозчиков, а для изготовителей тары. Также должны соблюдаться требования Типовых правил ООН. Проще говоря, кислоту российского производства в любой заводской таре разрешается перевозить по железной дороге.
В других странах действуют отдельные своды правил, например, в Евросоюзе — RID, в Китае — собственное законодательство. Поэтому для ж/д перевозок серной кислоты за рубеж необходимо проконсультироваться с экспертом.
Если в мультимодальной схеме предусмотрена доставка по воздуху, целесообразно заранее упаковать опасное вещество по авиационным правилам, как более строгим. Если планируется автомобильная и морская доставка — то по автомобильным правилам. Следует помнить, что ADR/ДОПОГ действуют только в Европе и части СНГ. В других странах и на других континентах свои требования к автомобильной доставке опасных грузов.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 перевозит опасные грузы по России и за границу. Накопленный опыт позволяет брать сложные и нестандартные заказы на доставку грузов с 1 по 9 класс опасности. Гарантируем использование надлежащей тары и правильного пакета документов, а если это невозможно, отказываемся от перевозки. Чтобы получить расчет цены или заказать грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните 8 (800) 775–85–62.