Международная транспортная компания ADRIATA, перевозящая опасные грузы, завершает серию публикаций о том, как взыскать ущерб с виновника ДТП, если тот не имеет полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В предыдущих материалах рассказано о подаче в суд искового заявления, если досудебную претензию виновник автоаварии оставил без внимания. Сегодня речь пойдет о видах расходов, которые можно компенсировать, потребовав с виновника соответствующие суммы в досудебной претензии или в судебном порядке.
Возмещение ущерба автовладельцами без ОСАГО
В России программы ОСАГО действуют с 2002 года, когда был принят федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (действует в редакции федерального закона от 25 декабря 2023 года № 635-ФЗ).
Часть первая статьи четвертой закона обязывает владельцев транспортных средств оформлять полисы ОСАГО. Если же гражданская ответственность не застрахована, владельцы машин возмещают причиненный ущерб самостоятельно, что прямо установлено частью шестой статьи четвертой закона.
Напомним: по данным Российского союза автостраховщиков в 2023 году без полисов ОСАГО ездили 8,3% владельцев машин. В 2022 году доля безответственных во всех смыслах собственников автомобильных транспортных средств составляла 9,6%, так что прослеживается тенденция на снижение, что не может не радовать.
При организации перевозки опасных грузов специализированные логистические службы стараются минимизировать риски ДТП. Большинство водителей, управляющих машинами с веществами, имеющими номера ООН, обладают большим опытом и высокой квалификацией, регулярно обновляют допуск к перевозке опасных грузов.
В дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, перевозящих опасные вещества и изделия, обычно виноваты водители других машин, совершающие рискованные маневры, выезжающие на встречную полосу, угоняющие специальные транспортные средства. Поэтому вопрос возмещения ущерба перевозчику опасных грузов, водителю, управлявшему машиной, постоянно актуален.
Состав финансовых требований к виновнику ДТП
В любом случае, в состав финансовых требований к ответчику можно включать следующие виды расходов истца, понесенных вследствие ДТП по вине ответчика:
- стоимость восстановительного ремонта, рассчитанную на основании заключения независимой технической экспертизы транспортного средства в соответствии с положением Центробанка от 19 сентября 2014 года № 433-П;
- затраты на оплату работы эксперта и услуг экспертной организации;
- расходы на лечение истца после получения травм в результате автоаварии;
- компенсацию морального вреда, хотя суды до сих пор назначают весьма скромные суммы, во много раз меньше запрошенных истцами;
- расходы, связанные с судебным разбирательством: государственную пошлину, оплату услуг юриста, представляющего истца в суде, другие судебные издержки, например, проведение дополнительных экспертиз и исследований.
Истец может потребовать возмещения сопутствующих расходов, понесенных из-за дорожно-транспортного происшествия по вине ответчика. К таковым относятся оплата аренды грузового автомобиля взамен поврежденного в аварии, компенсация неустойки перед грузополучателем из-за срыва сроков поставки и ущерба деловой репутации.
Проблемы исполнения судебного решения
Лучше всего договориться миром, хотя бы в порядке досудебной претензии. Тогда шансы пострадавшей стороны получить средства в счет компенсации ущерба максимально высоки. Если же дело дошло до суда, тот примет решение в пользу истца, но с исполнением с высокой вероятностью возникнут большие трудности.
Если спор не получилось уладить даже в формате мирового соглашения, значит, ответчик не хочет платить истцу в добровольном порядке. В таком случае придется запрашивать в судебной канцелярии исполнительный лист, который направлять в территориальный отдел Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Судебные приставы-исполнители воздействуют на ответчика собственными методами:
- вручат постановление о возбуждении исполнительного производства, дадут с даты вручения пять дней на добровольное перечисление средств истцу;
- если ответчик проигнорирует требование, начнут собирать информацию об источниках дохода, банковских счетах, имуществе должника;
- заблокируют обнаруженные счета и спишут оттуда средства в счет исполнения решения суда, начнут удерживать часть заработной платы и иных доходов;
- арестуют имущество для реализации на аукционе с той же целью.
На практике деятельность судебных приставов-исполнителей не имеет стопроцентной эффективности. Многие территориальные отделы ФССП недоукомплектованы кадрами и хронически перегружены, из-за чего падает качество исполнительного производства. В результате между вынесением окончательного судебного решения и получением истцом денег от ответчика в принудительном порядке проходят месяцы.
Проблемы с компенсацией ущерба при наличии ОСАГО
Наличие у виновника ДТП полиса ОСАГО упрощает возмещение причиненного ущерба, но не избавляет пострадавшую сторону от всех сложностей. Проблем две:
- Пункт «б» статьи седьмой закона об ОСАГО устанавливает предельное значение страховой суммы — выплаты, которую получит пострадавшая сторона при наступлении страхового случая. Максимальный размер компенсации составляет 400 тысяч рублей. Такой суммы хватит для большинства поломок легкового автомобиля, но в сфере перевозки опасных грузов средств будет недостаточно, потому что специализированные грузовики в разы дороже легковых машин.
- Страховые компании проводят технические экспертизы транспортных средств по собственным регламентам, предусматривающим поправочный коэффициент с учетом износа автомобиля, который снижает итоговую страховую сумму в три-четыре раза. Разницу между реальной и условно-расчетной стоимостью ремонта, составляющую от 70 до 80%, виновник ДТП должен оплатить сам, но все трудности получения денег от ответчика подробно описаны выше.
Выходом из ситуации является страхование самого грузового автомобиля, то есть КАСКО. Такой полис позволить оплатить восстановительный ремонт транспортного средства, даже если у виновника ДТП нет ОСАГО и желания мирного разрешения конфликта. При заключении договора КАСКО следует прописать необходимые суммы и параметры страховых случаев, о наступлении которых застрахованному лицу нужно сообщать в страховую компанию как можно быстрее, в течение пяти дней после ДТП.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная служба ADRIATA оказывает услуги по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам стран-участниц Таможенного союза и ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении. Доставка опасных веществ и изделий в другие страны морским, железнодорожным, воздушным или внутренним водным транспортом возможна по согласованию с логистами.
Специализированная транспортная компания ADRIATA перевозит вещества и изделия 13 классов опасности, установленных европейским соглашением ДОПОГ, в том числе коррозионные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые, горючие, окисляющие, инфекционные, радиоактивные материалы. Возможна доставка на переработку, утилизацию или захоронение опасных отходов промышленных производств.
Безопасность и надежность перевозок опасных веществ и изделий специализированной логистической службой ADRIATA обусловлена соблюдением требований европейского соглашения ДОПОГ, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», а также национального отраслевого законодательства стран, по территории которых проходят автомобильные маршруты.
Для заказа специализированных логистических услуг по перевозке опасных грузов и отходов обращайтесь в международную транспортную компанию ADRIATA. Звоните в московский головной офис оператора по телефону 8 800 775-85-62, отправляйте письмо на электронную почту hello@adriata.ru или оставляйте запрос в телеграм-чате.