1 сентября 2023 изменились правила по допуску автомобилей к эксплуатации. Штрафы не выросли, но многие формулировки стали жестче и конкретнее. Рассказываем, какие нововведения способны осложнить эксплуатацию грузовика и какие из неисправностей инспекторы ГИБДД и технадзора вправе определять на дороге.
Внешние неисправности грузового автомобиля, которые легко выявить на дороге
Осматривая остановленное транспортное средство, инспектор обращает внимание, в первую очередь, на неисправности, которые проще всего заметить:
- на всех осях должны быть одинаковые шины: размер, маркировка, одинаковый рисунок протектора;
- фары с целыми рассеивателями и штатными лампами: убрали примечание, что если модель снята с производства, разрешается ставить фары, фонари «от транспортных средств других марок и моделей» — получается, теперь нельзя ездить на авто, даже если фара треснула, разбита, заменена на нештатную;
- нельзя ехать, если фонари, стоп–сигналы не горят или мигают;
- стеклоомыватель и стеклоочиститель должны быть исправны, но движение запрещено только во время дождя или снега;
- не должно быть предметов, затрудняющих обзор через лобовое стекло;
- руль не должен сам поворачиваться при работающем двигателе;
- тормозная система без подтеков или утечки воздуха — но это трудно определить, шланги без трещин и перегибов;
- лампочка АБС не должна сигнализировать о неисправности;
- должны быть исправны фиксатор ручника, замки дверей кабины, запоры бортов кузова, горловин цистерн.
Если автомобиль едет к месту ремонта на запасном колесе, тогда снятое должно быть с шиной того же типа, что на всей оси — это легко проверить. Если все в порядке, такое движение разрешено.
Неочевидные неисправности, которые определяются при осмотре
В правилах допуска есть пункты, которые раньше были размытыми и абстрактными, позволяя инспекторам и водителям оставаться при своем мнении, есть ли неисправность. В новой редакции многие формулировки прописаны детально:
- шины должны быть без пробоин, порезов, расслоений, вздутий, протектор от 1 мм и глубже;
- на дисках не должно быть трещин и следов сварки, все гайки на месте и затянуты;
- нельзя заменять золотник на временную заглушку;
- автокорректор фар должен работать, но на месте это выявить непросто;
- строже стал допуск на угол отклонения фар: ±0,2 градуса, вместо 0,5;
- полоса тонировки сверху лобового стекла не ниже, чем зона очистки дворником;
- светопропускание лобового стекла от 70 %;
- усилитель руля должен быть исправным и без протечек;
- на тормозных шлангах и трубках не должно быть порезов, потертостей, перегибов, вмятин;
- топливная система должна быть герметична;
- выхлопная система также должна быть герметична и исправна, а все штатные устройства на месте, такие как искрогаситель, нейтрализатор;
- сцепное устройство: нельзя ездить, если отсутствует или повреждена любая деталь сцепного механизма, движение запретят даже если какая–то гайка или шайба не затянута, не застопорена или расшплинтована.
Вместе с инспекторами ГИБДД, проверки на дорогах вправе проводить сотрудники технадзора, у которых есть инструменты и приборы для диагностики неисправностей. Например, люфтомер, прибор для измерения светопропускания, прибор для диагностирования рулевого управления, для проверки эффективности тормозных систем, газоанализатор, устройство для измерения глубины протектора.
Что будет за нарушение
Если выявлена критическая неисправность, автомобиль отправят на штрафстоянку:
- горящая лампочка АБС;
- неисправность рулевого управления;
- фары красного цвета спереди.
За некритичную неисправность выносят предупреждение или штраф 500 рублей на водителя по ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ. А вот должностное лицо, ответственное за выпуск машины на линию, может получить штраф от 5000 до 8000 рублей по ст. 12.31 КоАП. Это, например, инженер или руководитель предприятия.
В большинстве случаев, правила разрешают ехать до места стоянки или ремонта с повышенной осторожностью. Но есть и исключения: проблемы с тормозами, рулевым управлением, негорящие фары и задние габаритные огни в темное время суток или в «условиях недостаточной видимости».
Автомобили категории С должны проходить техосмотр один раз в год, старше пяти лет — раз в 6 месяцев. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов — тоже раз в 6 месяцев. О прохождении техосмотра свидетельствует диагностическая карта, на категорию ДОПОГ выдается отдельное свидетельство.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года. Накопленный опыт позволяет минимизировать риски при перевозке грузов с 1 по 9 класс опасности по России и за границу. Берем в работу сложные и нестандартные заказы, возим в редких направлениях. Чтобы узнать цену или оставить заявку на грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните 8 (800) 775–85–62.