2 марта 2024 года в Красном море затонул британский сухогруз MV Rubymar, ранее атакованный йеменскими повстанцами-хуситами. Корабль шел под флагом Белиза — небольшого государства в Центральной Америке, бывшей колонии Британской империи. Непосредственной причиной затопления стало ухудшение погодных условий: поврежденное обстрелами судно не справилось с воздействием волн и ветра.
Подробности кораблекрушения в Красном море
18 (по некоторым данным — 19) февраля британское торговое судно MV Rubymar двигалось через Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского моря. Корабль следовал из Объединенных Арабских Эмиратов в Болгарию, то есть двигался с юга на север: из Аравийского моря в Красное.
Йеменские хуситы из движения «Ансар Аллах» выпустили по судну противокорабельные ракеты, что привело к значительным повреждениям корпуса. Вывести судно в Индийский океан не удалось. Экипаж сухогруза смог эвакуироваться в полном составе, опасаясь новых атак. Оставленный вместе с грузом корабль дрейфовал по Красному морю, течение и ветра относили корабль на север. По пути движения на поверхности воды образовалось нефтяное пятно длиной более 30 км.
В течение двух недель в корабль через полученные пробоины медленно проникала вода, судно постепенно погружалось под воду. Антикризисная группа предпринимала попытки вывести сухогруз в Индийский океан с помощью ВМС США. Планировалось, что американское военное судно отбуксирует поврежденный корабль в порт Джидда на западном побережье Саудовской Аравии. Однако операция не достигла успеха из-за продолжающихся атак хуситов.
Вероятно, MV Rubymar смог бы продержаться еще неделю или две, медленно опускаясь под воду, но в начале марта в Красном море начался шторм. Такой нагрузки поврежденное судно не выдержало и затонуло вместе с грузом. Корабль прослужил более четверти века — с верфей судно спустили в 1997 году.
Влияние затопленного удобрения на экологию Красного моря
Корабль перевозил более 41 тысячи тонн удобрений. Правительство Йеменской Арабской Республики, в чьих территориальных водах затонул сухогруз, уже заявило, что происшествие негативно отразится на экологическом состоянии Красного моря в целом. Премьер-министр возложил ответственность за происшествие на группировку «Ансар Аллах». Власти Йемена предрекли региону экологическую катастрофу и призвали мировое сообщество способствовать ее предотвращению.
Удобрения содержат высокие концентрации азота и фосфора, которые могут привести к бурному размножению водорослей и других растений в море. Процесс называется эутрофикация, приводит к образованию «водорослевых цветений», которые загрязняют воду, убивают морские организмы и вызывать дисбаланс в морской экосистеме.
Разложение удобрений в море приводит к образованию токсичных веществ, опасных для морских обитателей, животных, людей. Высвобождающиеся токсины накапливаются в рыбе, что представляет угрозу для здоровья людей, потребляющих морепродукты.
Вызванная затонувшими удобрениями экологическая катастрофа приводит к снижению биоразнообразия, поскольку некоторые виды морских организмов могут погибнуть из-за изменений в составе воды и питательных веществ.
Йеменские повстанцы угрожают мировой торговле
Произошедшее с сухогрузом MV Rubymar — лишь один эпизод в ситуации, сложившейся вокруг судоходного маршрута через Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив. После обострения конфликта между Израилем и сектором Газа осенью 2023 года йеменская радикальная группировка, известная как хуситы, начала обстрелы торговых судов, следующих описанным маршрутом.
Атаки «Ансар Аллах» уже повлекли серьезные проблемы в мировой торговой логистике. Четыре крупнейших международных судоходных компании из Франции, Германии, Дании и Швейцарии вынуждены отменить маршруты через Суэцкий канал и пустить суда альтернативными путями в обход Африки с запад, юга и востока. Совокупная доля компаний в контейнерных перевозках составляет 54 %.
Фактически это отбрасывает трансграничные морские перевозки в состоянии до 19 века, когда Суэцкого канала еще не существовало. Обходной маршрут затягивает доставки на срок от 7 до 20 дней, что уже приводит к сбоям в ранее налаженных графиках и нехватке контейнеров. Стоимость перевозки по альтернативному пути возросла в три раза - до 6 тысяч долларов против прежних 2.
Дополнительную опасность торговым судам в Баб-эль-Мандебском проливе создают пираты из Эритреи — небольшого бедного государства на берегу Красного моря. Поврежденный обстрелами корабль становится для морских разбойников легкой добычей. Баб-эль-Мандебский пролив — единственный выход из Красного моря в Индийский океан. Если корабль прошел или намере пройти через Суэцкий канал, миновать узкое место между Африкой и Аравийским полуостровом невозможно.
Компания ADRIATA найдет альтернативные маршруты
Международная транспортная компания ADRIATA наблюдает за изменениями в мировых логистических маршрутах и находит альтернативные варианты перевозки опасных грузов. С 2022 года менеджеры наработали большой опыт, когда строили обходные пути после введения западными странами и крупнейшими международными перевозчиками в отношении России ограничений и санкций.
Сейчас компания успешно выполняет трансграничные перевозки опасных грузов девяти классов опасности. Отработаны маршруты в России, странах СНГ, других территориальных юрисдикциях. Изменение путей транспортировки не повлияло на соблюдение национальных и международных требований безопасности.
ADRIATA организовывает наземные, морские и воздушные перевозки. Для наземной доставки применяется автомобильный и железнодорожный транспорт. Недоступный морской маршрут отдел логистики TSM заменяет наземным. Если путь слишком протяженный или важны короткие сроки транспортировки, груз отправляют по воздуху.
Чтобы воспользоваться услугами трансграничной перевозки опасных грузов, свяжитесь с менеджером международной компании ADRIATA по телефону 8 800 775-85-62, электронной почте hello@adriata.ru или в телеграм-чате.