В конце ноября 2023 года стало известно, что танкер NS Century завис вблизи Шри–Ланки из–за санкций. Судя по порталу, который отслеживает движение судов, танкер вышел из порта в Южной Корее и взял курс на Вадинар в Индии. Примечательно, что судно загружено российской нефтью элитного сорта «Сокол». Разбираемся, какие сорта нефти бывают и как это мешает обходить санкции.
В России добывают нефть со специфическими характеристиками, которой для стандартизации экспорта присвоили ряд марочных наименований: Urals, Light Sweet, ESPO — это англоязычная аббревиатура ВСТО, Siberian Light. Sokol — это сорт, добываемый на проекте «Сахалин–1», с «Сахалина–2» качают сорт Vityaz.
В Великобритании принят стандарт Brent, в США — WTI и Light Sweet, в Ираке Kirkuk, в Норвегии Staffjord. На Ближнем Востоке используется усредненный эталон Middle East Crude. В Западном полушарии эталонным для биржевой торговли считается WTI, в Европе и среди стран ОПЕК — Brent. Смысл в том, что для каждого сорта есть определенная наценка или дисконт по отношению к эталону. Например Urals стоит немного дешевле Brent. Но, чтобы получить «тот самый» Urals, российские добывающие компании смешивают в трубопроводе углеводороды, добытые в Сибири, Поволжье и на Урале.
Отгружая продукцию для перевозки в танкерах или железнодорожных цистернах на экспорт, поставщик прописывает марочное название, а не биржевое. То есть продать «Сокол» как WTI не получится. А это значит, что через систему фрахта судов, страхования и таможни информация о происхождении нефти просачивается в недружественные структуры. Соответственно, страны, которые ввели санкции, получают возможность отслеживать даже поставки нефти из РФ между портами в зарубежных странах. Компании понимают, что, экономя на цене закупки, рискуют получить санкции со стороны США.
Автоперевозки нефти не настолько распространены, особенно на экспорт. В некоторых случаях сырье доставляют от нового или перспективного месторождения в лабораторию для исследований, как опытную партию. Чаще перевозятся образцы нефти — пробы, взятые для анализов, которые необходимо доставить быстро и без существенных температурных перепадов. Перевозка осуществляется автотранспортом от месторождения в центральные инженерно–технические службы и лаборатории.
Транспортная компания ADRIATA специализируется на доставке образцов для ЦИТС. Среди клиентов компании из топ–10, такие как «Лукойл», «Сибур», «Газпром», «Первый завод». Нередко перевозку образцов нефти заказывают торгующие компании и перерабатывающие заводы, особенно, производящие высокотехнологичную продукцию, где важно содержание серы и других примесей.
Пробы транспортируют в специальной таре или в пробоотборных емкостях. Чтобы не допустить выпадения отложений на стенках, емкость нагревают до 50–60°С. От попадания воздуха защищают надежные уплотнения и специальные герметики. Иногда перевозка образцов в ЦИТС длится много суток, так как расстояние превышают 1000 км.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы по России и за рубеж с 2014 года. Доставляем вещества 1–9 класса опасности. Берем срочные и нестандартные заказы, включая узкоспециализированные. Чтобы доставить от двери до двери, строим маршрут с использованием разных видов транспорта, в том числе сборные перевозки опасных грузов. Чтобы получить расчет цены или заказать перевозку любого формата, звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.