Перед зимой 2022–2023 года Литва закупала мазут целыми танкерами. Из–за цен на природный и сжиженный газ европейские государства вынуждены были перейти на наименее экологичные виды топлива: уголь и нефтепродукты. До 2020 года 38% отопления домохозяйств обеспечивалось газом, еще 15% — нефтепродуктами. На фоне политических событий Евросоюз выделил «на борьбу с энергокризисом» 600 млрд евро. На практике это компенсация семьям и бизнесу части роста затрат на энергоносители.
Литва располагает возможностями принимать танкеры с мазутом в порту Клайпеды, где есть специальное хранилище. В терминале нефтепродукт грузится в железнодорожные цистерны и доставляется в Вильнюс. Мазут с низким содержанием серы закуплен у компании Glencore Energy UK Ltd. Нефтетрейдер известен отказом от выкупа объемов российской нефти на границах Украины и Венгрии и оплаты полученного объема, из–за чего проиграл арбитраж в Москве на 117 млн. евро.
Осенью 2022 года в Вильнюсе была объявлена чрезвычайная ситуация по снабжению теплом и горячей водой. Ценообразование для внутреннего рынка Литвы основано на рыночных, биржевых ценах на энергоносители. За неделю возможно двукратное изменение цены. Поэтому, когда цена на газ вышла за рамки мыслимых пределов, энергетики забили тревогу и расконсервировали мощности по сжиганию мазута. Параллельно с теплом подорожало и электричество, побив рекорды в сравнении с другими странами Евросоюза.
На самом деле, чрезвычайная ситуация понадобилась не из–за того, что города замерзали или на счетах закончились евро. Протоколы Европейского союза обязывают генерирующие компании использовать только «зеленые» источники энергии, а также газ. Таким образом, деятельность по поставке и сжиганию мазута и угля считается незаконной. Чтобы снять ответственность с компаний, был введен особый режим.