Министерство транспорта России планирует повысить штрафы за невнесение платежей за проезд грузовиков по федеральным трассам в систему «Платон». Соответствующий законопроект готовится к внесению в Государственную Думу. Такой мерой власти хотят исправить ситуацию, когда перевозчикам дешевле внести сумму штрафа, чем платежа на проезд на федеральной автомобильной дороге.
Одновременно планируется исключить возможность иностранных перевозчиков покидать Россию, не оплатив проезд. Положение на самом деле критическое: общая задолженность зарубежных транспортных компаний перед системой «Платон» уже достигла 370 миллионов рублей и продолжает расти.
Международная транспортная компания ADRIATA, перевозящая опасные грузы, рассказывает, как предложенные меры могут повлиять на доставку веществ и изделий, имеющих номер ООН и проходящих по европейскому соглашению ДОПОГ.
Плата за проезд и система «Платон»
В 2015 году была запущена система взимания платы «Платон», собирающая платежи с грузоперевозчиков за проезд по федеральным автомагистралям. За каждый километр с каждой машины массой более 12 тонн следует уплатить 3 рубля 5 копеек, причем тариф индексируется ежегодно. Назначение сбора — ремонт дорог после износа покрытия вследствие воздействия большегрузного транспорта.
«Платон» с помощью геоинформационной системы учитывает более 50000 км дорог. В грузовых автомобилях тяжелее 12 тонн должны быть установлены бортовые устройства, передающие системе сведения о фактически пройденном расстоянии.
Программа показала свою эффективность: в 2023 году министр транспорта России Виталий Савельев отметил, что с начала работы «Платона»:
- в Федеральный дорожный фонд поступило более 200 миллиардов рублей;
- в системе было зарегистрировано свыше 1,7 грузовых автомобилей;
- отремонтировано и восстановлено 3300 км дорог и 130 мостов.
Одновременно Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) отмечает рост на 50% за последние три года штрафов за нарушения, связанные с оплатой проезда. Глава ведомства Виктор Басаргин заявляет, что ежегодно удается взыскать примерно 96% штрафов, однако контролировать оплату за проезд по платным дорогам намного сложнее, чем внесение платежей через систему «Платон».
Проблема применения системы «Платон»
За неподключение к системе «Платон», невключение бортового устройства, невнесение платежа статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность с санкцией в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей за первое нарушение и десяти тысяч за повторные. Статья содержит два примечания, описывающие возможность освобождения от ответственности.
При тарифе 3,05 рубля за каждый километр маршрут протяженностью 1800 км (расстояние по дороге между Санкт-Петербургом и Ростовом-на-Дону) обойдется в 5490 рублей. Очень часто штрафы оплачиваются со скидкой в размере 50%, то есть за первое нарушение сумма составит всего 2500 рублей — более чем вдвое меньше платы за не самый протяженный маршрут. Грузоперевозчикам выгоднее выбрать штраф, поэтому законопроект предлагает повысить сумму в четыре раза: до 20 тысяч рублей за первое нарушение и до 40 тысяч за повторные.
Другая проблема — иностранные грузоперевозчики, покидающие страну, не заплатив за проезд по федеральным дорогам. Закон предоставляет пять дней после окончания поездки для внесения платежа в систему «Платон», в течение которых зарубежный автомобиль просто выезжает за пределы РФ, По состоянию на апрель 2024 года задолженность иностранных перевозчиков превысила 370 миллионов рублей.
Заместитель директора департамента Минтранса по государственной политике в области дорожного хозяйства Антон Козлов считает, что нужно создать единый реестр, в который бы загружались данные о задолженностях перед системой «Платон». При наличии непогашенного долга иностранных перевозчиков не выпускали бы из страны. Сейчас так обстоит дело с незакрытыми просроченными обязательствами физических лиц.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная компания ADRIATA, специализирующаяся на перевозке опасных грузов, относится к инициативе Минтранса спокойно и не считает, что предложенные меры способны навредить отрасли. Транспортировка веществ и изделий, представляющих опасность для людей и окружающей среды, в целом довольно дорогое мероприятие. Расходы на оплату пользования федеральными трассами составляют незначительную долю затрат на обеспечение безопасности транспортных средств в соответствии с требованиями ДОПОГ.
С другой стороны, компании ADRIATA крайне важны качественные дороги с ровным покрытием и развитой инфраструктурой, потому что такие трассы снижают риски аварийных ситуаций, что является главным в перевозке опасных грузов, поэтому специализированный логистический оператор приветствует любые государственные, общественные или частные инициативы, которые прямо или косвенно направлены на повышение безопасности движения по автомобильным дорогам.
Международная логистическая служба ADRIATA перевозит все виды опасных грузов: взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, химические агрессивные, токсичные, горючие, инфекционные, а также опасные отходы промышленных производства. Для заказа специализированных транспортных услуг звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите по электронной почте hello@adriata.ru или в телеграм-чат.