Правительство РФ пытается сохранить подорожание бензина и дизеля в границах общей инфляции. Задачу на 2023 год озвучил вице-премьер Александр Новак. Основным инструментом для сдерживания выступит “демпфер”. При этом в 2023 году действуют факторы, которые сильно осложняют реализацию плана.
Ценовой демпфер — механизм, который сглаживает колебания на внутреннем рынке. Если экспортировать нефтепродукты становится выгодно из-за высоких котировок, компании платят повышенные сборы в бюджет. А если рынок меняется, казна платит деньги обратно, чтобы не допустить скачки потребительских цен — сначала на топливо, затем на остальные товары.
Во многом благодаря демпферу и снижающемуся спросу удалось удержать ценники на бензин 0,6-1,2%, на дизель 8,4%, при том что инфляция достигла 11,1%. Механизм успешно работал, так как формулы расчета ставок, привязанные к ценам нефти Urals в портах средиземного моря и Нидерландов, успешно работали. После введения эмбарго и потолка в декабре 2022 года, формула разбалансировалась.
Среди других факторов: рост акциза на 4%, ставка НДПИ, курсы валют. Торговля нефтью легче адаптируется к изменениям, так как рынок всегда турбулентен. А с экспортом нефтепродуктов не все так просто: на Западе не покупают по политическим соображениям, а для торговли на Восток и Юг нет инфраструктуры — трубопроводов, танкеров — и азиатским странам экономически выгоднее покупать нефть и перегонять на своих мощностях. Поэтому самым главным балансирующим фактором станет демпфер.
Небольшое подорожание в 2023 просматривается, хотя АЗС стараются сгладить скачок за счет программ лояльности и специальных маркетинговых предложений. К тому же, спрос на топливо падает — за счет снижения транзита грузов автотранспортом, проблем на рынке автомобилей и общей экономической ситуации.
Последнее, но не самое малозначительное: традиции российского розничного рынка топлива. В мае–июне бензин и, в меньшей степени, дизель всегда дорожают за счет сезонности — влияют посевные и полевые работы, отпуска, стройки, ремонты. Ближе к зиме дорожает дизельное топливо за счет зимнего сорта. А розничные ценники очень неохотно переписываются в меньшую сторону. Поэтому, на конец года выйдем с максимальными летними цифрами на бензин и зимними — на ДТ.
Тем временем в России зафиксирован всплеск активности нелегальных заправок, включая газовые. В ряде областей замечены передвижные самодельные установки на базе небольших грузовичков и автобусов, бензоматы в частной застройке. Есть опасения не только в качестве бензина и СУГ, но и банальном обмере — раз объект никто не контролирует, почему бы не подкрутить счетчик? Объекты не зарегистрированы, не соблюдают нормы пожарной безопасности, многие являются просто бомбами замедленного действия. Удивительно, что товар все же находит своего покупателя, готового мириться с теневым бизнесом ради дешевизны.