В новостях постоянно появляются сообщения, что одна или несколько железнодорожных цистерн сошли с рельсов и перевернулись. Например, 3 октября 2023 на Дальнем Востоке в районе станции Постышево при маневрировании на путях необщего пользования произошел сход двух цистерн с опасным грузом: топливом. Емкости оторвались от тележек и скатились под откос. Разлива удалось избежать. А 21 октября в Якутии столкнулись две автоцистерны с дизельным топливом. Начался разлив, поэтому прибывшим пожарным пришлось обработать емкости пеной.
На первый взгляд кажется, что если цистерна пустая, то последствия минимальные, а вот если полная, то возможен разлив, пожар, взрыв, загрязнение почвы, грунтовых вод и открытых водоемов.
На самом деле, происшествия с пустой цистерной из–под легковоспламеняющейся жидкости намного опаснее. Когда топливо сливают, пустое пространство заполняется воздухом. Из остатков на дне и стенках сосуда активно испаряется бензин, дизельное топливо или другое вещество. Пары образуют с воздухом легковоспламеняющуюся, взрывоопасную смесь. Для бензина это происходит при концентрации 1–5%, для спирта — от 3% до 18%.
Если опасных паров в закрытом объеме меньше, то даже начавшаяся вспышка быстро выгорит с минимальным увеличением давления, так как энергии не хватит для детонации всем объемом. Если же паров больше верхнего предела, то из смеси моментально выгорит кислород и объем насытится углекислым и угарным газом, поэтому дальнейшего распространения вспышки не будет. В полной цистерне паров обычно намного больше, поэтому происшествия немного безопаснее.
При разливе из наполненной цистерны топливо не взорвется, но рискует загореться. Тогда есть риск и детонации емкости. Чтобы предотвратить такое развитие событий, на автоцистерны категории FL устанавливаются специальные приспособления. Люки сосуда всегда плотно закрыты во время перевозки, поэтому утечки происходят через дыхательные клапаны, сбрасывающие избыточное давление или втягивающие воздух во время интенсивного слива снизу. Чтобы избежать проникновения жидкости, внутрь встраивают нечто вроде поплавка: воздух проходит, а жидкость нет. Также используются плавкие вставки.
Транспортная компания ADRIATA является экспертом в перевозках опасных грузов. С 2014 года организовываем транспортировку опасных веществ с полным документационным обеспечением. Беремся за сложные грузы и нестандартные направления, включая зарубежье. Чтобы задать вопрос или заказать перевозку опасного груза, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.