С открытием навигации красноярские депутаты забили тревогу касательно транспортировки угля по Енисею вместо БАМа и ТрансСиба. Есть опасения, что проект ухудшит экологическую ситуацию в крае, потеснит уже запланированные перевозки и создаст риск срыва «северного завоза».
В феврале-марте 2023 года на уровне федерального центра активно обсуждался проект доставки угля и леса по Енисею до порта Дудинки практически на Северном Ледовитом океане и далее в страны Юго-Восточной Азии. Полпред в ДФО Юрий Трутнев объяснил идею необходимостью разгрузить «Восточный полигон», то есть сеть железных дорог в Сибири, по которой идет перевозка в Китай и обратно. Заявляется, что пропускная способность магистралей исчерпана.
Порты Красноярск, Лесосибирск связаны с железной дорогой и обладают оборудованием и площадками для перевалки грузов. Однако Енисейское речное пароходство заявило, что весь буксирный и несамоходный флот зафрахтован и программа спуска на воду новых барж не предусматривает дополнительные объемы. И порты, и флот принадлежат структурам Норникеля и используются для собственных нужд.
Перевалка угля ведется в два этапа: сначала на причалы, оттуда на баржи. Поднимающуюся угольную пыль тушат распылением воды, которая должна куда-то стекать. К тому же, в ветреную погоду этот способ неэффективен, а речной порт Красноярска расположен среди плотной жилой и общественной застройки.
Минэкологии Красноярского края пока не получало на согласование никаких проектов, однако заявило, что будет настаивать на экспертизе и общественном обсуждении. Регион с нетерпением ждет информации о перевозке пилотной партии в 30 тысяч тонн, что примерно составляет 500-600 вагонов и 15-20 рейсов барж.
В районе устья великой реки ведется строительство двух новых портов, поэтому рост объемов доставки грузов по внутренним водам неизбежен, а вот вопросы использования речных портовых мощностей и флота остались за бортом. Период навигации по Енисею всего 5-6 месяцев, за которые нужно успеть обеспечить население и промышленность необходимыми товарами потребления, оборудованием и топливом.