Литиевые аккумуляторы взрывоопасны. Еще первые образцы возгорались из–за того, что между электродами образовывались кристаллы лития. Даже современные модели образуют внутри газ, который выпускают через предохранительный клапан. Дополнительно ставят контроллер, ведь устройства не выносят слишком высокий или низкий уровень заряда.
Литийионные аккумуляторы различаются по применяемым химическим элементам, поэтому имеют разные обозначения:
- литий–кобальтовые NCR отличаются высокими характеристиками тока, но не переносят большие токи, высокий уровень заряда, повреждение корпуса;
- литий–магниевые IMR, или INR — более стойкие к высокому току, долговечные, минимально пожароопасные, но при –10 °С теряют работоспособность;
- железофосфатные IFR — самый современный тип, выдерживают 3 000–8 000 зарядок, что дает срок службы до 20 лет;
- литий–полимерные LiPo — те же литийионные, но электролит заменен на полимер, так же опасны, как обычные, нуждаются в защитных устройствах.
Несмотря на меры предосторожности, батареи все же самовозгораются и взрываются. Продукты горения токсичны, если горит батарея типа IFR — в зону горения выделяется кислород. Вот из–за чего происходят пожары и взрывы:
- слишком большой ток заряда;
- зарядка до слишком высокого уровня;
- хранение в разряженном виде, разрядка до критически низкого уровня;
- повреждение корпуса;
- нагрев солнечными лучами.
Литий разлагает воду на кислород и водород, поэтому тушить разрешается только огнетушителем класса D. Небольшие одиночные аккумуляторы от смартфона разрешается тушить водой: это помогает мгновенно понизить температуру и защитить от возгорания окружающую обстановку.
Возможно, именно батареи для электромобилей стали причиной мощного взрыва с пожаром 28 сентября 2023 года на таможенном складе аэропорта Ташкента. Взрывная волна распространилась на 30 км, в домах рядом со зданием выбило стекла. Погиб один человек, подросток, более 160 человек были ранены.
МВД Узбекистана озвучило версию, что в склад, где хранились электромобили и аккумуляторы, попала молния. Возможно, одна батарея была повреждена, и в воздух выделился водород или другой взрывоопасный газ. Хотя в МЧС Узбекистана заявили, что взрывоопасных и воспламеняющихся веществ на складе не хранилось.
Именно из–за опасности литиевые батареи относятся к опасным грузам класса 9 код М4. В 2023 году у побережья Нидерландов из–за воспламенения электромобиля сгорело целое судно. Авиаперевозчики не принимают аккумуляторы в багажный отсек пассажирских самолетов.
При перевозках автотранспортом упаковки маркируются отдельным знаком опасности. Обычный знак 9 класса имеет семь черных вертикальных полос на верхней половине ромба, низ — белый. На знаке же для литиевых батарей внизу символически изображены батарейки, одна из которых горит.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 года безопасно перевозит опасные грузы 1–9 класса, в том числе литиевые батареи. Автотранспорт оборудован по регламенту, водители обучены по ДОПОГ. По заявкам отправляем по железной дороге, организовываем морские и авиаперевозки опасных грузов. Дорабатываем упаковку, наносим маркировку. Отправляем в страны СНГ, Европы, Азии, Америки, Африки и в обратном направлении. Чтобы задать вопрос или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.