Литиевые батареи считаются опасными материалами из-за способности вызывать пожары, взрывы и другие неприятности. Аккумуляторы такого типа содержат легковоспламеняющийся жидкий электролит. Происшествия с литиевыми аккумуляторами становятся причиной происшествий во всем мире.
В чем опасность литиевых батарей
Вот некоторые риски, связанные с литий-ионными батареями:
- пожары: возгорания литий-ионных аккумуляторов приводили к гибели людей, серьезным травмам и разрушительному материальному ущербу, например, как 28 сентября в таможенной зоне аэропорта Ташкента;
- поврежденные или нестабильные батареи, а также неправильная зарядка, хранение или утилизация вызывают перегрев батарей. Это ведет к взрывному, агрессивному пожару, который трудно потушить: огонь быстро распространяется и склонен возникать повторно. Высокие температуры вызывают экзотермическое разложение элемента батареи, что приводит к разрыву батареи и взрыву;
- литий-ионные аккумуляторы способны перейти в неконтролируемое состояние самонагрева, что ведет к выделению газа, возгоранию и возможному взрыву;
- аккумуляторы взрываются, если они перезаряжены, чрезмерно разряжены или перегреты.
Перевозка литий-ионных батарей
Согласно правилам ООН, литиевые батареи считаются опасными грузами. К транспортировке предъявляются особые требования. Литиевые батареи классифицируются как материалы класса 9 или «Прочие опасные грузы», код М4. Перевозка литиевых батарей регулируется Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), Международным кодексом морских опасных грузов (IMDG) и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR), в русскоязычной версии — ДОПОГ.
Перевозка опасных грузов, включая литиевые батареи, должна быть организована людьми, имеющими соответствующую подготовку и знания. Литиевые батареи должны пройти испытания, указанные в Части III, подразделе 38.3 Руководства ООН по испытаниям и критериям. Груз должен соответствовать особым положениям ДОПОГ №№188, 230, 310, 376, 377, 387, 636.
Например, не считаются опасными элементы с содержанием менее 1 г лития и батареи емкостью меньше 20 Вт*ч. На упаковки наносится знак 9 класса “Низ ромба белый с изображением батареек, вверху семь черных вертикальных полос”.
Литиевые батареи разрешается отправлять автомобильным, морским, железнодорожным или воздушным транспортом, если груз сопровождается документами и правильно упакован. Батареи среднего и большого размера не принимаются авиакомпаниями, даже грузовыми рейсами.
Партия батарей сопровождаться документом, который называется «Сводное испытание батарей», где обобщается информация о характеристиках и испытаниях, которым продукция подверглась. Это облегчает идентификацию груза и подтверждает безопасность во время транспортировки. Вот используемые номера ООН:
- 3090 литий-металлические батареи, из литиевого сплава;
- 3091 используется, если батарея находится внутри единицы оборудования либо упакована вместе в общую наружную тару;
- 3480 литий-ионные и Li-Po, то есть полимерные батареи;
- 3481 Li-ion батареи внутри электроники или упакованные в общую тару;
- 3536 применяется, когда батарея установлена в грузовой транспорт, то есть является неотъемлемой частью конструкции.
Аккумуляторы упаковывают в барабаны, ящики или канистры, исключая перемещение элементов внутри. Батареи от 12 кг разрешается перевозить в индивидуальной таре: в ящиках, на поддонах, с дополнительной защитой корпуса и контактов. Батарею, которую перевозят совместно с оборудованием, упаковывают в индивидуальную тару и помещают внутрь наружной упаковки вместе с изделием, для которого предназначен элемент.
Хранение литий-ионных батарей
Хранение литиевых батарей на складах, таких как таможенные зоны в аэропортах, требует надлежащего обращения для обеспечения безопасности. Вот несколько рекомендаций.
Литиевые батареи следует хранить в прохладном, сухом и хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей, источников тепла и легковоспламеняющихся материалов. Аккумуляторы следует хранить в оригинальной упаковке и так чтобы изделия было легко идентифицировать и получить к ним доступ в случае чрезвычайной ситуации. Важно предотвратить короткое замыкание, например, помещая каждое изделие в индивидуальную упаковку, а затем во вторичную внешнюю упаковку.
Литиевые батареи следует хранить отдельно от других опасных материалов так как совместное хранение усиливает опасные свойства каждого вещества.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы 1–9 класса с 2014 года. Применяем многоуровневый контроль безопасности перевозок, в том числе и для Li-ion аккумуляторов. Беремся за сложные и экстренные заказы по перевозке опасных грузов по России и за границу. Чтобы рассчитать стоимость или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.