Перевозки опасных грузов тесно связаны с обращением с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также с ликвидацией последствий аварий. Среди прочего нужно понимать отличие между ЛВЖ и ГЖ, которое кроется в температуре вспышки. Оба вида опасных веществ выделяют горючие пары, которые и горят. Пламя греет поверхность, за счет чего выделяются новые пары. Но если температура паров низкая, то энергии горения не хватит для выделения новых паров и поддержания пламени. Поэтому паровоздушная смесь вспыхнет, но не загорится всем объемом и новых паров поступать не будет, пламя быстро исчезнет. Пограничная температура, ниже которой горение не распространяется самостоятельно, называется температурой вспышки.
Как отличить, легковоспламеняющаяся это жидкость или горючая? По пожарным правилам, если жидкость имеет температуру вспышки +65 °С и выше, это горючее вещество, если ниже — легковоспламеняющееся. Получается, что ЛВЖ способна воспламениться в обычном режиме работы объекта или транспорта, а ГЖ — только в аварийном, например, когда уже происходит горение.
В перевозках опасных грузов ЛВЖ сосредоточены в классе опасности 3, а ГЖ не считаются опасными, если воспламеняемость — это единственная угроза, которую вещество несет. Много горючих жидкостей относятся к классу опасности 9, так как являются загрязнителями водной среды, например, мазут, печное топливо. А вот дизельное топливо относится к ЛВЖ вопреки температуре вспышки, которая может быть и выше 65 °С. Это связано с тем, что топливо представляет собой смесь, в которой присутствуют пары легких фракций нефти, которые, воспламенившись, способны спровоцировать взрыв или пожар.
При возгорании упаковок, емкостей или сосудов во время перевозки, водитель не должен начинать тушение, а как можно скорее покидает опасную зону. А что делать, если горить резервуар, например с нефтью или бензином?
Например, 29 октября 2023 года произошел взрыв с последующим пожаром на нефтяном объекте в Усинском районе республики Коми. В пустом резервуаре проводились профилактические работы, что спровоцировало детонацию остаточных газов. Началось открытое горение на площади 360 м2. Огонь перекинулся на соседний резервуар, заполненный на небольшую высоту. Среди работников есть погибшие. У пострадавшего ожоги 2–3 степени и баротравма. Имеются признаки нарушения правил безопасности в ходе строительных работ, что грозит ответственностью по ст. 216 УК.
Пожары ЛВЖ и ГЖ тушат воздушно–механической пеной. Резервуарные парки оснащаются стационарными установками–пеногенераторами, к которым подходят подземные сухие трубы из–за границ участка. Там либо располагают станцию подачи воды с реагентом, либо присоединяется пожарная машина. Потушить таким способом горящее зеркало жидкости почти бесполезно. В основном так тушат обломки и разрушенные конструкции, чтобы не допустить распространения пламени на соседние резервуары.
Конструкции резервуаров учитывают опасность вспышки и пожара. Если у емкости стационарная крыша, сварной шов со стенками делают ослабленным, чтобы при вспышке крыша отсоединилась и выпустила избыточное давление, не дав разрушить стенки. А для того, чтобы не допустить лишнего испарения и, как следствие, горения по всему зеркалу, применяют плавающие понтоны или плавающую крышу. При наполнении конструкция поднимается, при разборе — опускается по направляющим. Тип конструкции и характеристика опасной жидкости влияет на предельную емкость резервуара. Например, емкость со стационарной крышей для ЛВЖ ограничена 20 000м3, а для ГЖ — 50 000 м3. Резервуары с плавающей крышей бывают и по 120 000 м3.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 года перевозит опасные грузы по России и за рубеж. Основное внимание уделяем безопасности перевозок. Для этого подбираем тару, собираем документы, проверяем автотранспорт. Выполняем сложные и нестандартные заказы под контролем консультанта по опасным грузам, что снижает риск аварий и штрафов. Чтобы узнать цены или заказать перевозку опасного груза, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.