Когда говорят о загрязнении пластиком, обычно имеют в виду большое количество отходов одежды, упаковки и посуды, произведенной из полимеров: полиэтилена, полипропилена, винила, нейлона, полиэстера, а также изделия из резины, силикона, стеклопластика. На суше пластик спокойно разлагается за срок от 100 до 500 лет, особенно под солнечными лучами. А вот в воде мелкие частицы полимеров из мусора образуют взвесь, похожую на бульон. Кроме прямого вреда здоровью морских обитателей и людей, которые употребляют морепродукты, такой бульон создает глобальный климатический вред:
- частицы создают субстрат для роста бактерий, которых в чистой воде было бы намного меньше;
- кусочки обрастают водорослями, что снижает проницаемость толщи воды для солнечных лучей;
- из–за проблем с прозрачностью меняются температуры, останавливаются течения, меняется климат отдельных регионов и планеты в целом.
Еще в 2019 году группа ученых из Нидерландов и Швейцарии нашли микропластик в грунтовых водах, речной и озерной воде, а также в воде из–под крана и даже в бутылках.
Чтобы бороться с отходами, собранный мусор перерабатывают: сортируют, очищают, дробят на мелкие частицы и перерабатывают либо в гранулы — сырье для дальнейшего производства — либо в готовую продукцию. Это не очень выгодный бизнес, поэтому переработчики в о некоторых странах получают субсидии от государств, например, в виде бесплатной земли, электроэнергии, прямых денежных вливаний, например, в Австралии, Бразилии, Испании и Кении. В других случаях власти препятствуют конкуренции, оставляя минимум региональных операторов с целью повышения прибыльности.
Итогом часто становится увеличенная скорость сбора отходов в сравнении с переработкой. У некоторых компаний, даже в пустыне, просто заканчивается место для хранения сырья, то есть отходов для переработки. И вот в разных частях света горят склады отработанных покрышек и спрессованных бутылок.
Например, 4 октября 2023 года загорелся огромный склад перерабатывающей компании Drava International в Хорватии. За 8 часов удалось только остановить распространение пламени. Пожар стих только когда отходы выгорели полностью. Столб токсичного дыма шириной со стадион был виден за десятки километров. Из–за сильного ветра токсичные вещества отнесло на большое расстояние, после чего частицы сажи опустились на землю и в водоемы.
К тушению привлекли целую армию пожарных, 80 машин и робота, жителей попросили не открывать окна и не покидать дома. Трое пожарных пострадали. Представитель пожарной части сообщил, что из–за высокой температуры горения оборудование начало плавиться и технику пришлось отвести подальше, что снизило эффективность тушения. Зато удалось спасти от огня соседние здания, в которых хранились и перерабатывались легковоспламеняющиеся и взрывоопасные химические вещества.
Как и во многих других случаях, было выявлено превышение объема отходов от разрешенного лимита. Округ выдал компании разрешение на переработку 20 000 т пластика. Учитывая площадь в 17 гектаров и высоту хранимого пластика от 3 до 8 м, расчетный объем отходов составил около 500 000 тонн, по другой версии — 1 млн т. До этого аналогичные пожары в Хорватии случались в Орославье, Загребе, Пуле, в окрестностях Задара. Владелец компании заявил, что компания работает по закону, имеет все необходимые сертификаты и что подозревает, что пожар был поджогом. Отходы не застрахованы.
Кроме углекислого газа и водяного пара во время горения пластика в воздух выбрасываются бензол, оксиды азота, сернистый ангидрид, хлористый водород, диоксины. Особенно вредны полимеры с содержанием хлора, такие как ПВХ. Есть мнение, что при достаточном объеме воздуха пластик горит без выделения вредных веществ — так же, как дерево. Это легко проверить: достаточно поджечь пакет или бутылку и по запаху определить, есть ли в дыме что–то кроме углекислого газа и паров воды.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 ответственно перевозит опасные грузы, помогает с получением разрешений, сертификатов, паспортов. Оборудуем транспорт в соответствии с требованиями ДОПОГ для транспортировки грузов 1–9 класса года по России и за рубеж. Чтобы задать вопрос или оставить заявку на грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.