Если автомобиль имеет газобаллонное оборудование, водителю обязательно знать и соблюдать правила пользования газовой заправкой. В технической документации и законах есть путаница с тем, положено ли заезжать на территорию заправки или к колонке по одному.
На бензиновых АЗС такого правила нет. Достаточно соблюдать расстояние 3 метра между автомобилями на территории заправки и не менее 1 метра в очереди. В «Правилах безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» такого ограничения тоже нет. Документ устанавливает неодинаковые правила АГЗС с пропан–бутаном и АГНКС с метаном. Пункт 108 запрещает нахождение пассажиров на территории АГНКС и нахождение водителя возле колонки во время заправки.
Пункт 260 запрещает стоянку на территории АГНКС кроме процесса заправки и ожидания. Из этого следует, что правила «от Ростехнадзора» прямо не запрещают въезд и создание очереди на территории заправки. Тогда почему на некоторых АГЗС висит табличка, что следует заезжать по одному, а очередь формировать за территорией?
Основание для этого: правила объекта, утвержденные как минимум директором, а возможно и согласованные в ходе экспертизы промышленной безопасности. Например, встречается такой пункт: «Въезд … производится по разрешению оператора, либо по зеленому сигналу на колонке».
Получается, что если в очереди стоит еще несколько автомобилей, то не исключено нахождение пассажиров внутри и водителей в зоне возможного опасного воздействия, так как правила поведения во время заправки не распространяются на ожидающих.
Поэтому перед тем, как заправиться, водитель должен высадить всех пассажиров, для этого и устанавливают знак. Это стоит делать и на бензиновых, и на мультитопливных станциях, просто эти правила чаще всего соблюдают именно на АГЗС. Дело в том, что утечка газа в разы опаснее, чем бензина.
Требования обязывают АГЗС оснастить объект системами безопасности, которые не позволят создать избыточное давление в любой части трубопроводов, резервуаров и исключать неконтролируемый выброс газа. Облако газа из места утечки образует взрывоопасную смесь с воздухом. Случайные автомобили с включенным двигателем легко провоцируют детонацию за счет случайной искры или контакта с перегретым металлом.
30 октября 2023 года в новости попал очередной взрыв с пожаром на заправке недалеко от аэропорта Шереметьево. Как и в десятках похожих случаев, пожар произошел в сервисном комплексе с мойкой, шиномонтажом и газобензиновой заправкой. Произошла аварийная разгерметизация емкости с пропаном. В облаке из вырвавшегося и сконденсировавшегося на холоде газа оказались несколько автомобилей посетителей комплекса.
Автомобили заглохли, так как вместо воздуха в систему питания попал газ. Едва водители выбрались из остановившихся транспортных средств, произошел взрыв. Не менее 4 человек получили ожоги, сгорели полностью 5 автомобилей и склад. Если бы станция располагалась отдельно и на территорию был бы организован въезд по одному, возможно пострадавших не было.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы по России и за рубеж с 2014 года. Доставляем сложные грузы даже в нестандартные направления. Фокусируемся на безопасности перевозок, для этого мониторим изменения в законодательстве и соблюдаем предписания. Чтобы получить расчет цены или заказать перевозку опасного груза, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.