22 февраля 2024 года на черноморском побережье Краснодарского края произошел разлив нефтепродуктов, которые перевозило сингапурское судно под флагом Панамы. Тогда все усилия профильных государственных структур были брошены на сбор разлившихся материалов и предотвращение распространения нефтяного пятна.
Ликвидация последствий происшествия окончилась 26 февраля. Профильные ведомства исследовали пробы воды, следственные органы завели уголовное дело. 20 марта Росприроднадзор оценил размеры ущерба в финансовом выражении. По мнению ведомства, вред, причиненный природе и порту, превысил 450 миллионов рублей.
Коротко о том, что случилось 22 февраля
Ранее в блоге вышла публикация о происшествии. Самое главное: 22 февраля 2024 года у восточного причала пирса ПАО «НМТП» — Новороссийского морского торгового порта произошла утечка нефтепродуктов. Материалы перевозил корабль HAI JIN JIANG, зарегистрированный в Сингапуре и ходивший под флагом Панамы.
Краткая справка о судне. Сухогруз HAI JIN JIANG построен в 2012 году. Длина корабля составляет 190 метров, ширина 32 метра, дедвейт (максимальная масса с грузом) 57 тысяч тонн. Регистрационный номер судна 9432256. Тип — Bulk Carrier, то есть балкер или сухогруз. Судном владеют две компании: Wealth Holdings Shipping РТЕ из Сингапура и Haijinjiang Ship Management Co Ltd, зарегистрированная в Китае.
Утечка произошла с правой стороны судна. Изначально предполагалось, что в Черное море вылилось порядка 40 тонн нефтепродуктов, растекшихся по площади водной поверхности на 300 кв. метров.
Аварию ликвидировали совместно сотрудники региональных подведомственных учреждений двух федеральных органов исполнительной власти:
- Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора):
- Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота).
Специалисты локализовали нефтяное пятно боновыми заграждениями, собрали с морской поверхности нефтепродукты с последующей утилизацией путем сжигания. По итогам сбора углеводородов выяснилось, что объем утечки составил 130 тонн - в три раза больше, чем предполагалось в начале работ по ликвидации последствий разлива.
Оценка ущерба и другие последствия разлива
Следственный отдел Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Южному федеральному округу (СО УТ МВД РФ по ЮФО) немедленно возбудило уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса Российской Федерации:
- 252 — загрязнение морской среды;
- 263 — нарушение правил эксплуатации морского транспорта.
Параллельно Росприроднадзор подсчитывал в денежном выражении причиненный природе ущерб и оценивал стоимость восстановления экосистемы акватории Новороссийского морского торгового порта. К 20 марта 2024 года работа была окончена, и руководитель ведомства — главный государственный экологический инспектор, действительный государственный советник первого класса Светлана Радионова в служебном телеграм-канале озвучила сумму — 450 миллионов рублей.
Главный государственный экологический инспектор также пояснила, что в адрес иностранного судовладельца уже направлена претензия с предложением добровольного возмещения вреда. На судно в порядке предварительных обеспечительных мер наложен арест — Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил соответствующий запрос Росприроднадзора еще 4 марта. Корабль останется в морском порту Новороссийска до полного возмещения вреда судовладельцами.
К сингапурской и китайской компаниям есть дополнительные финансовые претензии:
- ПАО «Новороссийский морский торговый порт» оценил собственный прямой ущерб вследствие разлива нефтепродуктов в 43 миллиона рублей — столько требуется для ликвидации последствий на территории порта;
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба» в подчинении Росморречфлота оценила расходы на проведение аварийно-спасательных работ в 23 миллиона рублей.
Оба юридических лица намерены направлять досудебные претензии компаниям, владеющим сухогрузом HAI JIN JIANG, а при необходимости подавать в суд.
Перевозка опасных грузов компанией ADRIATA
Нефтепродукты представляют собой жидкие, реже летучие и твердые углеводородные соединения, получаемые путем разделения нефти на фракции. Основной фактор опасности материалов — легкая воспламеняемость и горючесть, создающие угрозу пожара. Дополнительные факторы связаны с вредом людям и окружающей среде.
Нефтепродукты под наименованием «нефтяные дистилляты, не указано конкретно» входят в Перечень опасных грузов (глава 3.2 европейского соглашения ДОПОГ). Веществам присвоены номер ООН 1268, третий класс опасности и первая группа упаковки. Перевозка нефтепродуктов регулируется инструкцией по упаковке P001.
Международная транспортная компания ADRIATA перевозит нефть, нефтепродукты и другие опасные грузы с соблюдением национальных и международных требований безопасности. Большинство маршрутов проходят по территории России и других стран СНГ. Возможна организация международных морских перевозок на танкерах или сухогрузах, в зависимости от агрегатного состояния конкретной фракции нефти.
Для заказа услуг доставки опасных грузов обращайтесь в компанию ADRIATA по телефону 8 800 775-85-62, электронной почте hello@adriata.ru или в телеграм-чате.