Опасные вещества разрешается перевозить по рекам. В России есть реки и целые системы водных путей, связывающие труднодоступные регионы Сибири, севера страны с железнодорожными станциями и морскими портами. В европейской части работает маршрут по Волге, связывающий Балтийское, Каспийское и Черное моря в одну систему.
Это позволяет отправить груз, например, из Санкт–Петербурга через Волго–Балтийский водный путь, через Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов в Каспийское море. Таким образом, география речных перевозок включает Иран, Туркмению, Казахстан, Азербайджан. Если судно прошло через Волго–Донской канал, то по Дону попадает в Черное море, откуда отправка возможна в любой порт мира.
В Волгу впадают судоходные реки: Ока, Сура, Кама, с притоками, тоже частично пригодными для прохода судов с небольшой осадкой. Некоторые территории труднодоступны, но это не значит, что не нужно соблюдать закон: перевозки опасных грузов по рекам подлежат лицензированию. Получить лицензию удастся только если суда технически исправны, персонал обучен и включен в штат, капитаны ведут полноценный документооборот и обладают квалификацией для транспортировки опасных веществ речными судами.
К опасным грузам относятся не только наливные нефтепродукты, но и технические газы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, субстанции, опасные для человека, животных, окружающей среды. Доставка осуществляется в упаковках: в мелкой таре, барабанах, контейнерах, мешках, биг–бэгах, газовых баллонах, переносных цистернах.
Кодекс внутреннего водного транспорта регламентирует перевозки опасных грузов речными судами, но не устанавливает правила, зато предусматривает ситуацию, когда грузоотправитель скрыл от перевозчика, капитана настоящий характер груза. В этом случае, перевозчик либо требует немедленной перегрузки, выгрузки или производит это в любом месте, то есть избавляется. При этом не возвращается плата за провоз и не компенсируется стоимость груза.
А вот за перевозку без лицензии ответственность несет перевозчик. Так, в 2023 году в Пермском крае оштрафовали компанию, которая незаконно перевозила на буксируемой барже–площадке по реке Чусовая опасные грузы. В соответствии с п. 21 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов требуется лицензия. Кроме того, погрузка и разгрузка опасных грузов в портах тоже проводится только при наличии лицензии.
В данном случае компания отделалась штрафом 30 000 рублей на должностное лицо по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Оказалось, что перевозки осуществлялись для собственных нужд, а не ради прибыли. Максимальное наказание по этой части: 250 000 рублей на юрлицо и приостановление деятельности на 90 суток. Если бы было доказано, что извлекается прибыль, то наказание грозило бы по статье 171 УК РФ. Ведение деятельности без лицензии тоже считается незаконным предпринимательством. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет — накладывается, если доход особо крупный или действовала организованная группа. Если бы был нанесен ущерб имуществу или окружающей среде, речь шла бы об уголовном наказании по соответствующим статьям.
Чтобы избежать подобных рисков, важно организовать перевозку опасных веществ в соответствии с правилами для конкретного вида транспорта. Компания ADRIATA с 2014 года перевозит опасные грузы от двери до двери, используя автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, поэтому является экспертом по опасным грузам. Это позволяет безопасно и без рисков перевозить грузы 1–9 класса опасности по России и за рубеж. Чтобы узнать цену или заказать перевозку, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.