У российского бизнеса две беды: как побольше заработать и поменьше потратить. Это объясняет, почему недобросовестные грузоотправители постоянно пытаются отправить опасный груз под видом обычного, да еще так, чтобы перевозчик узнал об этом в последнюю очередь. Также есть порочная практика, когда водителю доплачивают небольшую сумму “в карман” чтобы при погрузке “закрыл глаза” на то, что в кузов попадает опасное вещество.
В России действует европейское соглашение о перевозках опасных грузов ДОПОГ, соблюдать которое предписывают ПДД и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. За нарушение ДОПОГ в части отсутствия свидетельств на водителя, автомобиль, знаков опасности — то есть всех внешних признаков перевозки особых веществ — предусмотрено наказание по ч.1 статьи 12.21.2 КоАП. Прочие нарушения, например, отсутствие паспорта водителя, несоблюдение условий перевозки караются по части 2.
Учитывая, что автомобиль должен быть конструктивно пригоден и специально оборудован, у водителя свидетельство об окончании курсов, на борту особый инвентарь, нанесены знаки опасности и в транспортной накладной прямо обозначено вещество по справочнику ООН, компании-перевозчики устанавливают тариф на 50-100% выше, чем на транспортировку стандартного товара. Та же динамика прослеживается в прайс-листах авиакомпаний, средняя наценка 100%.
Это толкает отправителей, например, сельхозхимии — жидких и сыпучих удобрений, пестицидов, подкормок — отправлять товары под коммерческими наименованиями как стандартный груз. На складе не жалеют упаковочные материалы, пленку, картон, наклейки для того, чтобы скрыть наименование ООН и знаки опасности. Расчет прост: не поймают — не накажут.
При этом химические соединения оказываются:
- жидкие удобрения — легковоспламеняющейся жидкостью класса 3;
- сыпучие азотные удобрения — окисляющим веществом класса 5.1;
- пестициды, прочие яды — токсичными класса 6.1.
Если выявится факт нарушения, оштрафован будет, в первую очередь, перевозчик. Но, если договор грамотно составлен, сумму издержек, штраф и даже упущенную прибыль компания вправе возложить на грузоотправителя. Вместо расплывчатых формулировок типа “обязан уведомить о свойствах груза”, в договоре должно быть прямо прописано, что при передаче груза, подпадающего под ДОПОГ без надлежащего оформления транспортной накладной и маркировки упаковок все понесенные перевозчиком издержки возлагаются на грузоотправителя.
Водители или экспедиторы при загрузке также должны внимательно изучать упаковки. Сразу должны насторожить названия “краска”, “растворитель”, “удобрение”, “жидкость”. Самое простое — поискать название товара в Интернете. Иначе небольшая транспортная компания рискует расстаться с полумиллионом рублей штрафа, а водитель лишится удостоверения и останется без работы.