Российские власти предпринимают дополнительные меры по регулированию рынка грузовых автомобильных перевозок. 8 апреля 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект, предполагающий создание в России единого реестра компаний, осуществляющих доставки грузов массой свыше 3,5 тонн. Автор инициативы — депутат Государственной Думы Евгений Москвичев, возглавляющий думский комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Международная транспортная компания ADRIATA, специализирующаяся на перевозке опасных грузов и опасных отходов, разбирается, чего ждать отрасли от нового закона, если проект будет принят парламентом и подписан президентом. Скорее всего, принятие законодательной инициативы последует, но не в кратчайшие сроки, поскольку проект внесен одним депутатом, хотя имеющим значительные регалии.
Краткий анализ законопроекта
Итак, законопроект был внесен 8 апреля 2024 года и получил в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) номер 595821-8. На следующий день после внесения отправил на предварительное рассмотрение в профильный комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, председатель которого и значится автором инициативы. 25 апреля в карточке проекта размещен отзыв Правового управления Аппарата Госдумы о соответствии законопроекта статье 104 Конституции России и пункту «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы.
Содержание законопроекта
Проект предлагает принять новый федеральный закон «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Текст состоит из 16 статей:
- Статья 1. Предмет, цели и сфера применения настоящего федерального закона;
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящему федеральном законе;
- Статья 3. Условия осуществления деятельности по перевозке грузов автотранспортными средствами на коммерческой основе;
- Статья 4. Требования к осуществлению деятельности, связанной с перевозками грузов автотранспортными средствами;
- Статья 5. Требования к финансовой состоятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельности по перевозке грузов;
- Статья 6. Требования к профессиональной надежности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельности по перевозке грузов;
- Статья 7. Требования к профессиональной компетентности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельности по перевозке грузов;
- Статья 8. Реестр уведомлений о перевозке грузов;
- Статья 9. Порядок направления уведомлений;
- Статья 10. Уведомление уполномоченного органа о наличии нарушений требований, предъявляемых к перевозчику;
- Статья 11. Исключение сведений из реестра;
- Статья 12. Особенности осуществления деятельности по перевозке грузов лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не являющимися индивидуальными предпринимателями;
- Статья 13. Без названия. Предлагает внести изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ;
- Статья 14. Без названия. Предлагает внести изменения в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ;
- Статья 15. Без названия. Предлагает внести изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
- Статья 16. Заключительные положения;
- Статья 17. Вступление в силу настоящего федерального закона.
Как видно, проект предусматривает масштабные меры по регулированию грузовых перевозок, в том числе перевозок опасных грузов в части контроля за компаниями, которые осуществляют транспортировку. Наибольшее внимание оказалось приковано к реестру грузоперевозчиков, который впервые упоминается в пункте седьмом части первой статьи второй проекта федерального закона.
Единый реестр грузоперевозчиков
Официальное название — национальная цифровая транспортно-логистическая платформа Российской Федерации «ГосЛог», сокращенно ЕЦП «ГосЛог». В интернете уже закрепилась неофициальная аббревиатура НЦТЛП. По сути, платформа представляет собой громадную базу данных, в структуре которой будет создан Реестр уведомлений о перевозке грузов, впервые упомянутый в пункте втором части первой статьи второй проекта федерального закона.
В соответствии с частью первой статьи восьмой проекта ФЗ ведение реестра и поддержание всей платформы ЕЦП «ГосЛог» поручается Министерству транспорта России. Ведомство может поручить оперативную обработку ресурсов своей подведомственной организации. Владельцем платформы, реестра и всех данных является Российская Федерация.
Сведения, отражаемые в реестре
В реестре необходимо отражать следующие сведения о перевозчиках:
- регистрационный номер и дату внесения в реестр;
- полное, сокращенное наименование перевозчика, номер государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес, ИНН, контактный телефон и адрес электронной почты;
- ФИО должностного лица, ответственного за безопасность грузоперевозки, номер документа, который подтверждает профессиональную компетентность данного должностного лица;
- сведения о грузовых автотранспортных средствах: марка, модель, дата и номер договора об использовании данных средств, срок окончания действия договора;
- данные об ОСАГО.
Также в реестре следует отражать данные о перевозимых грузах: массе, стоимости, технических параметрах. Перевозчик может указывать ссылку на собственный сайт.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная компания ADRIATA специализируется на перевозке опасных грузов и опасных отходов по России и между всеми странами мира. В данной отрасли главным требованием и залогом длительной успешной деятельности является безопасность, которую обеспечивают профессионализм и ответственность компаний, осуществляющих перевозку взрывчатых, горючих, токсичных и иных опасных грузов.
С учетом исключительных требований, предъявляемых европейским соглашением ДОПОГ и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», специализированный логистический оператор ADRIATA может только приветствовать наведение порядка на отраслевом рынке. Компания соглашается с данными, указанными в пояснительной записке к законопроекту:
- на учете в МВД стоит 6,8 миллионов грузовых автомобилей, которые принадлежат, по оценка экспертов, 250 - 300 тысячам собственников;
- на перевозки автомобильным транспортом по итогам 2023 года пришлось 6,2 миллиарда тонн грузов, что составляет 73,6% всей грузоперевозок в стране;
- в 2023 году произошло без малого 10 тысяч ДТП по вине водителей грузовых автомобилей, в результате происшествий погибло 1588 человек.
По состоянию на 2 апреля 2024 года только 46121 владельцев грузовых машин уведомили Ространснадзор о перевозочной деятельности. Данное количество составляет менее 20% от общего числа собственников грузовых автомобильных транспортных средств.
Компания ADRIATA согласна с выводом автора законопроекта: «В этих условиях добросовестные перевозчики, подавшие уведомление о своей деятельности, находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками». Специализированный логистический оператор действует легально, соблюдает требования безопасности, содержит собственный парк транспортных средств с надлежащим оснащением, контролирует подготовку и продление допусков ДОПОГ штатным водителям.
Чтобы заказать специализированные транспортные услуги по перевозке опасных грузов и отходов, обращайтесь в международную логистическую службу ADRIATA. Звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите по электронной почте hello@adriata.ru или в телеграм-чат.