Минпромторг подготовил поправки в законы об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, Градостроительный и Водный кодексы. Документ отменяет запрет на строительство вблизи морских портов хранилищ метанола, аммиака, аммиачной селитры и нитрата калия. Сначала утвердят перечень портов, затем будет проведена экспертиза проектов на федеральном уровне. Указывается, что это обычная мировая практика.
Требуемая мощность оценивается в 44 млн т, дефицит на 2023 год — 6 млн, учитывая, что часть производств остановлена из–за закрытия транзитных путей экспорта, а другая часть выполняет законтрактованные объемы за счет поставок по железной дороге. К 2030 году планируется довести пропускную способность портов по данным химикатам до 108 млн т.
Аммиачная селитра не опасна для окружающей среды, наоборот, это удобрение. С точки зрения перевозки опасных грузов это окисляющее вещество, способное воспламениться и даже сдетонировать, особенно если впитает воду. Критической является температура 32 °С. Хранить следует в герметичной таре. Взрыв значительного объема нитрата аммония способен разрушить здания в радиусе сотен метров и больше.
Нитрат калия — это тоже удобрение, применяемое также в металлургии, при производстве стекла, пороха, ракетного топлива. При попадании в почву в большом количестве накапливается и обнаруживается в выращенных овощах.
Метанол опасен для здоровья человека, выглядит и пахнет как любимый народом этанол. При попадании в воду или почву не способен вызвать экологическую катастрофу, разлагается до воды и углекислого газа.
Аммиак опасен для людей при вдыхании, выброс способен привести к техногенной катастрофе и смертям. Но этот опасный газ за короткий срок — от одного часа — разлагается, превращаясь в обычный азот. Вероятна временная, обратимая стерилизация почвы из–за образования азотной кислоты при реакции с водой.
По публикациям напрашивается вывод, что приписываемая данным веществам экологическая опасность минимальна. По–видимому, запрет на размещение хранилищ носил политический характер: порты с подобными хранилищами со времен СССР остались только на Украине и в Прибалтике, которые десятилетиями наживались на транзите.