Минфин и Минэнерго воспитывают нефтепереработчиков, вводя рекомендации об увеличении продажи топлива на биржевых торгах внутри страны. Если компании не откликнутся, есть риск законодательного увеличения обязательной доли и полного запрета на внешнюю.
28 апреля 2023 года Министерство финансов вынуждено было выступить с предложением снизить в 2 раза демпфер — компенсацию из бюджета за разницу цен на внешнем и отечественном рынке. С 5 февраля действует эмбарго Евросоюза и потолок цен, поэтому экспортеры ищут покупателей в странах Юга: Латинская Америка, Африка и, конечно, Азия. Получается, что топливный демпфер идет в маржу продавцов, которая выросла в 4 раза в сравнении с докризисными показателями до 8000 рублей за тонну.
Путаницы добавляет и тот факт, что агентство Argus ранее рассчитывало исходные показатели для финансовых рычагов на базисе CIF в портах Голландии и Италии, то есть с доставкой. С декабря 2022 года поставки морем в Европу из России были существенно ограничены, поэтому Argus перешло на расчет индексов на условиях FOB, то есть в порту отгрузки.
В ответ на новые планы Правительства Санкт–Петербургская товарно–сырьевая биржа 16 и 17 мая установила новые рекорды оптовой стоимости светлых нефтепродуктов. И это при том, что в мае в сутки на торгах продается на 13,8% больше АИ–95, чем в апреле. Летнее дизельное топливо также подросло, но всего на 0,45%, подскочили и сжиженные газы, мазут.
Минэнерго заявило, что давление на цены оказал традиционный сезон ремонтов на НПЗ, так как другие факторы еще не начали работать. При этом у независимых АЗС достаточно запасов более дешевого топлива, чтобы сохранить тренд роста цены в рознице в пределах инфляции.
После корректировки выплат с июля 2023 сроком на год из бюджета будет уходить на 30 млрд руб. в месяц меньше. Чтобы трейдеры не попытались компенсировать уплывающую прибыль за счет покупателей, к сдерживанию цен подключат ФАС. Если мягкое регулирование не поможет, наготове проект полного запрета на экспорт бензина, что насытит внутренний рынок и развернет ценовой тренд вниз.