Транспортировка газов в большинстве случаев подпадает под ДОПОГ, хотя есть и исключения. Опасными грузами считаются сжатые, сжиженные, растворенные, адсорбированные газы и баллончики, в том числе, с аэрозольными распылителями.
Рассказываем о свойствах газообразных веществ и мерах по безопасной перевозки в баллончиках, баллонах и крупных сосудах.
Как классифицировать опасные газы?
Газообразные вещества по классификации ООН относятся к классу 2. Особенность в том, что летучие соединения собраны в одном классе не по ведущей опасности, а только по агрегатному состоянию. Поэтому относятся вещества как с дополнительными опасностями, так и без. Если газообразный продукт не несет химического вреда, все равно есть риск:
- удушья — выброс из сосуда способен вытеснить воздух из помещения, кузова, контейнера, поэтому человек рискует задохнуться;
- переохлаждения, обморожения при выбросе сжиженных субстанций, так как в зоне резкого падения давления температура снижается до –40°С.
Если есть сомнения, не является ли вещество жидкостью, рассчитывается давление паров при 50°С — должно быть больше 3 бар — или агрегатное состояние при 20°С и атмосферном давлении.
По химическим свойствам делятся на:
- легковоспламеняющиеся F — обозначается знаком 2.1 «пламя» на красном ромбе, похож на знак 3 класса для ЛВЖ, но с цифрой 2;
- удушающие A — знак 2.2 в виде рисунка «баллон» на зеленом фоне с цифрой 2;
- токсичные T — знак 2.3 с символом «череп с костями» на белом фоне;
- коррозионные C — знак 8 «жидкость из пробирок льется на руки и предметы», верхняя половина ромба белая, нижняя — черная;
- окисляющие O — знак 5.1 — горящий круг на желтом фоне.
Возможны комбинации свойств: 1017 ХЛОР имеет группу TOC, обозначается знаками опасности 2.3, 5.1, 8. В ДОПОГ подклассы 2.1–2.3 не выделяются, в отличие от правил международной морской перевозки МК МПОГ, авиаперевозки ИКАО, так как это рекомендация Типовых правил ООН.
Под ДОПОГ не подпадают:
- перевозимые частными лицами для своих нужд товары;
- доставка предприятиями материалов на свои объекты;
- при аварийных работах;
- герметично закрытых пустых цистерн из–под газов с кодами F, O, A;
- перевозка газообразного топлива в баках транспорта, в том числе, для работы вспомогательного оборудования — при условии, что бак неразрывно соединен с агрегатом и общая энергоемкость топлива на борту не превышает 54 000 МДж и 1080 кг для СПГ;
- вещества групп A и O под давлением меньше 2 бар при +20°С, внутри оборудования, запчастей, спортинвентаря, газированных напитков.
Как правильно перевозить газообразные опасные грузы?
Безопасность транспортировки основана на исправности тары и соблюдении правил погрузки и перевозки. На территории РФ действуют требования правил безопасности работы с сосудами под давлением. Остальные правила утратили силу, либо имеют узкую сферу применения. Поэтому транспортировка, особенно, международная, производится по требованиям ДОПОГ. При этом в качестве внутреннего нормативного документа могут использоваться старые правила перевозок опасных грузов.
Рекомендации ООН заключаются в утверждении типов сосудов, а также в организации системы поверки. Запрещается наполнение сосудов с признаками неисправности или со сроком проверки, заканчивающимся раньше даты окончания рейса. Многоразовые баллоны оснащаются табличкой, шильдиком с информацией о типе сосуда, технических параметров и разрешенном применении.
Запрещено курение и использование открытого огня вблизи грузового отсека. Вход в закрытое помещение или кузов, где находились газы, разрешен после проветривания при открытых дверцах. Для предупреждения об опасности рядом с дверями располагается маркировочный знак:
- при использовании углекислого газа или сухого льда в технических системах: на черном фоне лежащий человек и испарения, надпись «Предупреждение»;
- при транспортировке удушающего газа надпись: «ВНИМАНИЕ, НЕТ ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТКРЫВАТЬ ОСТОРОЖНО».
На баллонах должны быть защитные колпаки и кольца. При отсутствии, разрешаются прокладки, например, из досок или канатов. Предпочтительно перевозить баллоны лежа поперек кузова вентилями в одну сторону либо в специальной клетке. По российским отраслевым правилам баллоны окрашиваются в цвета, соответствующие содержимому. Но главную информацию при транспортировке несут знаки опасности и наименование.
Баллончики перевозятся в надлежащей упаковке в соответствии с инструкцией, указанной в позиции справочника — таблицы 3.2 ДОПОГ. Инструкция P200 касается перевозки в баллонах, трубках, барабанах под давлением и связках баллонов. Главное требование к таре — герметичность. Запрещается наполнять сосуды свыше предела:
- для сжатых — не более ⅔ от испытательного давления, указанного на емкости;
- для сжиженных — в пределах испытательного давления при +65°С.
Перед заполнением необходимо по таблице убедиться в том, что материалы сосуда и арматуры совместимы. Например (a) нельзя использовать алюминиевые сплавы, (b) — медь. После наполнения каждый сосуд проверяется на утечку.
Огнетушители при транспортировке считаются баллоном с грузом класса 2. Окисляющие запрещено перевозить в кузовах, контейнерах, вагонах, загрязненных маслом, следами непонятного происхождения.
Перевозка газа с кодом F в цистернах объемом от 3000 литров производится по спецразрешению Ространснадзора. Если газообразное вещество имеет в коде букву Т в любой комбинации. то разрешение необходимо получать при перевозке в цистерне и упаковках независимо от объема. Автоцистерны–газовозы относятся к категорийным транспортным средствам AT или FL. О технических особенностях таких автомобилей писали в статье: «Требования к автоцистернам, перевозящим нефтепродукты». На цистернах для сжиженных углеводородов выполняется надпись «ПРОПАН — ОГНЕОПАСНО».
Самая эффективная мера безопасности — исправность транспорта, упаковки и соблюдение правил дорожного движения. Транспортная компания ADRIATA безопасно доставляет опасные грузы 1–9 классов с 2014 года. При перевозке сборных грузов по России, странам ближнего и дальнего зарубежья используется оборудованный автотранспорт, соблюдаются международные правила. Чтобы оставить заявку или узнать стоимость, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.