Опасные вещества способны нанести вред не только в процессе перевозки, но и в ходе погрузки и разгрузки. Поэтому правила перевозки ДОПОГ делят ответственность между сторонами, включая и грузоотправителя и грузополучателя. К тому же склады опасных химических соединений по местному законодательству обязаны исполнять и другие нормативные положения, например, в РФ — закон “О промышленной безопасности”.
Рассказываем об обязательных мерах безопасности и контроле в ходе такелажных работ.
Как безопасно загрузить опасные вещества
По ДОПОГ обязанности и ответственность возлагается не только на перевозчика, но и на грузоотправителя, грузополучателя и тех лиц, которые осуществляют погрузку и выгрузку. Ошибочно считать, что персонал склада не “подчиняется” правилам и не привлекается к ответственности.
Общие требования заключаются в том, сотрудники склада обязаны соблюдать меры, а при создании прямой угрозы общественной безопасности должны вызвать спасательные службы для максимально быстрой ликвидации аварии.
Грузоотправитель обязан:
- проверить, что груз правильно классифицирован и допущен к перевозке автотранспортом в конкретном виде, в имеющейся упаковке;
- сформировать пакет документов, подтверждающих свойства вещества, типы тары;
- использовать только исправные и чистые контейнеры, сосуды, емкости, мелкую тару;
- при просыпании или протечке остановить погрузку и устранить неисправность;
- обеспечить маркировку знаками опасности и табличками даже пустых контейнеров, цистерн, если не была произведена полная очистка.
Конкретные обязанности по упаковке, погрузке, наполнению разрешается по договору возложить на подрядную организацию, тогда ответственность будет делиться между компаниями в соответствии с контрактом.
Для безопасности такелажных работ, проблемные субстанции упаковываются в многоуровневую тару. Тип и материал упаковочных изделий должен строго соответствовать инструкциям.
На таре для международной перевозки наносится маркировка, содержащая код тары, разрешенную нагрузку и условия штабелирования. Данные параметры должны соблюдаться не только на борту грузовой машины, но и на складе. Подробно рассказывали об этом в статье “Основные правила упаковки и маркировки опасных грузов”.
Лицо, ответственное за погрузку, должно соблюдать схемы расположения пакетов в грузовом отделении:
- учитывать, какие вещества разрешается размещать верхним уровнем в штабеле;
- соблюдать манипуляционные знаки, типа “Верх”;
- оставлять расстояния между пакетами для прохода, контроля, вентиляции;
- устанавливать перегородки требуемой высоты между потенциально ядовитыми грузами и продуктами, кормами, предметами потребления;
- располагать упаковки таким образом, чтобы были видны знаки опасности и маркировка тары.
После загрузки упаковки фиксируются ремнями и любыми другими приспособлениями. На двери кузова наносятся необходимые надписи:
- запрет открывать в пути;
- предупреждение об опасности удушья;
- информация о фумигации.
Знаки опасности прикрепляет водитель. Если автомобиль промаркировал грузоотправитель, то ответственность за правильность знаков все равно несет перевозчик. Исключение составляет наполнение цистерн и других емкостей, сосудов жидкостями, газами или инертными защитными веществами — в этом случае сосуды маркирует ответственный за наполнение.
При операциях с сосудами и емкостями ответственный за наполнение обязан убедиться, что сроки испытаний не нарушены, тип соответствует и нет визуальных признаков неисправности. О работе с цистернами писали в статье “Безопасность при наливе и сливе нефтепродуктов: требования и правила”.
Немаловажно, чтобы персонал склада был защищен от возможного вредного воздействия, используя:
- респираторы, маски для защиты органов дыхания;
- очки, перчатки;
- спецодежду, обувь;
- близко, под рукой, расположенные средства первой помощи: нейтрализаторы, жидкости для промывания глаз.
Меры безопасности при разгрузке
Разгрузчик, грузополучатель, также несет обязанности по обеспечению безопасности:
- идентифицировать по прибытии автомобиль, водителя, груз по документам и визуально;
- разгрузить транспортное средство без промедления, если нет повреждений упаковки, емкостей;
- при обнаружении неисправностей принять меры для исправления ситуации, решив, что безопаснее: использовать аварийную тару прямо на борту автомобиля или выгрузить поврежденные упаковки с повышенной предосторожностью, на подготовленной площадке или ручным способом вместо автопогрузчика;
- сразу же после разгрузки заняться очисткой, обеззараживанием, дезактивацией и дезинфекцией внутренних поверхностей кузова, контейнеров, емкостей, если это предусмотрено характером груза;
- определить пригодность тары к дальнейшему использованию, если инфекционные или токсичные вещества контактировали с деревянными частями, картоном, материалы необходимо отделить и безопасно утилизировать сжиганием;
- удалять маркировку только после процедур очистки.
Таким образом, сторона–грузополучатель не имеет права откладывать выгрузку без явных оснований, принимать неизвестные грузы, оставлять неочищенную тару без знаков опасности.
Склады, где опасные вещества хранятся и перегружаются, должны охраняться и на территории не допускается нахождение посторонних лиц и прохожих. Помещения должны быть конструктивно пригодными и оснащенными спасательным инвентарем, об этом есть подробная статья “Опасные грузы: хранение и обработка на складах и транспорте”
Если будет установлено, что компания нарушила правила перевозки опасных грузов, ответственность возлагается по КоАП РФ:
- на должностных лиц до 20 000 руб.;
- на компанию в целом до 500 000 с приостановлением деятельности на 90 суток.
Кроме того, разбирательство может выявить и другие нарушения в области экологии и эксплуатации производственных объектов. Если недостаточно опыта в организации отправки опасных соединений, материалов, лучше воспользоваться услугами консультанта по опасным грузам или специализированного перевозчика.
ADRIATA с 2014 года перевозит взрывчатку, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, едкие и токсичные химические соединения автотранспортом от двери до двери. В числе услуг упаковка и маркировка, разработка пакета документов для соблюдения международных требований к транспортировке. Чтобы задать вопрос или заказать услуги, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.