Транспортировка взрывчатых, воспламеняющихся, ядовитых, едких веществ представляет опасность, так как в случае даже небольшой аварии возможен взрыв, пожар, выброс субстанций с опасными свойствами, за счет чего пострадают люди, имущество, будет нанесен ущерб окружающей среде. Поэтому Организация Объединенных наций в середине 20 века разработала принципы, которые используются до сих пор во всем мире.
Рассказываем понятными словами о принципах ООН, предлагаем гайд по организации перевозки опасного груза автотранспортом.
Принципы ООН
Безопасность основана на нескольких положениях:
- в первую очередь необходимо разобраться, что за вещество будет перевозиться, для этого проводится идентификация химических и физических свойств и отнесение вещества к конкретной позиции — «номеру ООН»;
- для автомобильного, морского, воздушного транспорта, международного грузового железнодорожного сообщения составлены сборники инструкций, как упаковать, маркировать, перевозить;
- разработаны специальные положения, как правильно загрузить разные товары в один транспорт;
- следует помнить о требованиях к испытаниям сосудов, емкостей, баллонов, для чего прикрепляются шильдики, таблички и прикладываются свидетельства;
- нужно соблюдать технические требования к транспортным средствам и к инвентарю на борту;
- проводится обучение персонала с выдачей свидетельств, особенно водителей автотранспорта и лиц, отвечающих за загрузку на станциях, в терминалах портов, аэропортов;
- людей учат не только предотвращать аварии, но и как действовать в случае происшествий, не пострадать самим и спасти других;
- чтобы упростить контроль за международными перевозками, разработан единый подход к документации и закреплена необходимость перевода документов с национального языка на английский, немецкий или французский.
Как организовать безопасную перевозку автотранспортом
1. Для начала необходимо понять, что перевозится и какие требования. Для точной идентификации вещества нужен паспорт: для химической продукции MSDS или Safety Data Sheet, для изделий паспорт. В транспортном разделе содержится информация от производителя: номер ООН, основной и вспомогательный классы опасности, прямо написано, разрешается ли перевозка по ADR/ДОПОГ для автотранспорта, IKAO/IATA DGR для авиации, IMDG Code для морской перевозки, называются соответствующие разделы и ограничения. Подробно о документе читайте в статье «Паспорт безопасности».
2. Необходимо изучить текст документа ДОПОГ, регламента о допуске колесных транспортных средств. Опасные субстанции, расфасованные в упаковку, соответствующую «инструкциям», разрешено транспортировать транспортом общего назначения, то есть обычными автомобилями:
- легковыми, грузопассажирскими, микроавтобусами и автобусами;
- бортовыми, тентованными;
- закрытыми фургонами, изотермами и рефрижераторами.
Если товар загружен в контейнер, то разрешается применять контейнеровоз, никаких запретов нет на использование прицепов и полуприцепов.
3. Разобраться, в какой упаковке отправляется груз. При перевозке в цистернах даже сухих веществ в таблице нужно найти код, например, LGBF и прочитать что это значит, и какая другая емкость подойдет, если нет точно такой же. Рассказывали о цистернах в статьях «Кодировка и маркировка автоцистерн, перевозящих нефтепродукты» и «Виды и устройство автоцистерн для перевозки нефтепродуктов».
4. Если требуется автомобиль категории EXII/III, AT или FL, а в наличии только «обычный», нужно изучить требования ДОПОГ и ТР ТС018/2011. Возможно, есть смысл переоборудовать, так как пункты выполнимы. Специализированными транспортными средствами отправляют:
- взрывчатые вещества;
- опасные газы в сосудах свыше 1 или 3 кубических метров;
- легковоспламеняющиеся жидкости цистернами от 3 м3, в зависимости от свойств.
Требования к «обычному» и «специальному» транспорту различаются. Автомобиль общего назначения должен соответствовать п. 20 приложения №8 к ТР ТС 018/2011. Вкратце, если грузовик произведен после определенной даты, то при техосмотре обращают внимание на моменты:
- чтобы не было изменений в конструкции электропроводки, систем безопасности;
- запрет на лампы накаливания с резьбовым цоколем;
- наличие на месте защитных экранов, кожухов, перегородок, насадки–искрогасителя.
Пункт 22 регламентирует требования к цистернам для легковоспламеняющихся жидкостей: в основном, речь идет о заземлении и исправности уплотнений и защитных устройств.
5. Для мелкой тары обязательно изучить требования к материалу, размеру и способу упаковки. Следует знать, что тара для «опасных» перевозок применяется только стандартная, о чем говорит маркировка. Подробно об этом писали в статье «Основные правила упаковки и маркировки опасных грузов».
6. Когда выполнены требования, в действие вступает здравый смысл. Разумно соблюдать самые обычные меры предосторожности:
- проверять техническое состояние автомобиля перед каждым рейсом;
- не грузить поврежденные упаковки, даже с небольшими следами потеков;
- при погрузке проверять совместимость по таблицам сегрегации, то есть разделения веществ;
- фиксировать пакеты, штабели, ящики имеющимися приспособлениями;
- класть газовые баллоны поперек кузова, вентилями в одну сторону;
- не курить и не пользоваться открытым огнем вблизи грузового отделения, кузова;
- заправлять полные баки топливом до рейса, во время движения заправка возможна либо из канистр, либо на специальных заправочных пунктах;
- не брать попутчиков: перевозка пассажиров вообще запрещена;
- оставаться на ночлег в охраняемых местах, в идеале автомобиль помещается на закрытый склад под охраной.
ADRIATA с 2014 перевозит опасные грузы автомобильным транспортом, оказывает услуги по оформлению накладных, паспортов и таможенных деклараций, упаковке и страхованию. Доставляем сборные грузы. Работаем в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы заказать услуги или проконсультироваться, свяжитесь по телефону: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.